Новости Владивостокско-Приморской епархии 2003-2011
Как уберечь подрастающее поколение от соблазнов?
26 января 2011 года по благословению главы Синодального отдела по работе с молодежью Русской Православной Церкви, епископа Игнатия (Бронницкого), на базе Дворца пионеров и школьников имени А.П. Гайдара Юго-Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы в рамках 10-го направления XIX Международных Рождественских образовательных чтений «Церковь и работа с молодежью» при участии православных священнослужителей и мирян совместно со специалистами ФСКН России, системы здравоохранения и образования было проведено секционное заседание «Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения среди молодежи. Как уберечь подрастающее поколение от соблазнов?». В работе секции принимала участие делегация Владивостокской епархии.
По результатам проведения секционного заседания участниками был вынесен ряд предложений, которые мы считаем необходимым донести до Вашего сведения.
В исследованиях прошлого века с 90-х годов и по настоящее время особый акцент ставится на тенденции, которая обнаружилась в результате трансформации социокультурных характеристик российского общества и продолжает оказывать негативное влияние на духовно-нравственное развитие детей и подростков, что приводит к формированию у них аддиктивного (зависимого) поведения, выражающегося в пристрастии к потреблению табака, алкоголя, наркотиков, игре на компьютере или игровых автоматах, склонности к сексуальной распущенности, основывающихся на гедонистическом, потребительском мировоззрении. В связи с этим целесообразно продолжить работу в направлении формирования духовно-нравственной культуры молодежи с привлечением ресурса Русской Православной Церкви, а также всех соответствующих министерств и ведомств, что является основой первичной профилактики наркотизма на территории Российской Федерации.
В условиях текущей тенденции формирования из детских и подростковых групп различных субкультурных и просектантских объединений, чаще всего несущих в себе деструктивный потенциал как для личности, так и для общества, противопоставляющих себя исторически сложившейся национальной системе воспитания, особую значимость приобретает создание общероссийской молодежной организации с единым уставом и идеологией, базирующейся на православной традиции, этике и культуре.
Работу по интеграции в систему образования и здравоохранения программ первичной и вторичной антинаркотической профилактики, прошедших обязательную экспертизу в органах ФСКН России, Министерства образования и науки и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также программ обучения навыкам здорового образа жизни, целесообразно проводить с возраста не ранее 14 лет, что соответствует 8-11 классам общеобразовательной школы. Привитие традиционных для России духовно-нравственных ценностей в рамках православного вероучения в центрах планирования семьи (любовь, верность, честность, ответственность, семейные традиции и т.п.) является первичной профилактикой различного рода нарушений поведения и преступности. Реализацию просветительских программ с изучением основ христианского мировоззрения имеет смысл начинать с дошкольного возраста по установленным государственным и церковным стандартам.
Программы третичной профилактики зависимого поведения (социальной реабилитации) в рамках традиции православного душепопечения в настоящее время успешно реализуются Душепопечительским православным центром святого праведного Иоанна Кронштадтского (г. Москва), Московской, Санкт-Петербургской и Ладожской, Екатеринбургской и Верхотурской, Ставропольской и Владикавказской, Новосибирской и Бердской, Владивостокской и Приморской, Кемеровской и Новокузнецкой епархиями. При этом программы, противоречащие традиции душепопечения страждущих, утвердившей себя в многостолетнем опыте Православной Церкви, несущие в себе псевдокатехизаторскую нагрузку, размывающие стержень национальной самоидентификации личности, за редким исключением не приводящие в лоно Матери-Церкви, в том числе программы, реализуемые по принципу «12 шагов» при поддержке групп самопомощи «Анонимные Алкоголики/Анонимные Наркоманы», являются малоэффективными и бесперспективными с точки зрения привития православного мировоззрения, соответственно, не требующими использования церковными учреждениями на канонической территории Русской Православной Церкви Московского Патриархата (аналитическая справка на 2 листах прилагается). В связи с этим особую значимость приобретает проведение миссионерской и катехизаторской работы с лицами, посещающими вышеуказанные программы.
Проект комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви «Концепция Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых», подготовленный для утверждения на Священном Синоде во взаимодействии с Координационным советом по противодействию наркомании при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению (рук. – игумен Мефодий (Кондратьев)) считаем недоработанным и требующим дальнейшего совершенствования при участии экспертов в области работы с зависимыми лицами, а также богословия как из числа священнослужителей, так и мирян – ученых, сотрудников православных душепопечительских центров, миссионерских отделов, отделов по работе с молодежью, реабилитационных общин, государственных служб, ответственных за снижение уровня алкоголизации и наркотизации российского общества.
Учебно-методический центр для обучения священнослужителей работе с зависимой молодежью считаем целесообразным создать на базе Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского (амбулаторная работа) и Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской и Ладожской епархии (амбулаторная и стационарная работа).
С текстом резолюции секции 10.9 «Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения среди молодежи. Как уберечь подрастающее поколение от соблазнов?» XIX Международных Рождественских образовательных чтений «Церковь и Государство: соработничество в решении общих задач» ознакомлены и согласны.
игумен Анатолий (Берестов) Председатель секции, руководитель Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, доктор медицинских наук, г. Москва
игумен Киприан (Ященко)
Ректор Института экспертизы общеобразовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, руководитель дирекции Комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», кандидат педагогических наук
протоиерей Александр Талько Настоятель прихода храма святого праведного Иоанна Кронштадтского, руководитель Душепопечительского православного центра реабилитации нарко- и алкогользависимых Владивостокской и Приморской епархии, член Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, г. Владивосток
протоиерей Дионисий Пучнин
Настоятель храма мучеников Флора и Лавра с. Зеледеево Кемеровской и Новокузнецкой епархии, руководитель православного реабилитационного центра «Возвращение» во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского
протоиерей Андрей Лазарев
Клирик Преображенского собора г. Кимры Тверской области, ответственный за взаимодействие между Тверской епархией и Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тверской области, сопредседатель Кимрского отделения общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества»
иерей Роман Тарасов Руководитель отдела по работе с нарко- и алкогользависимыми лицами Уфимской и Стерлитамакской епархии
Медведева Ирина Яковлевна Директор Института демографической безопасности, детский психолог, член союза писателей России, г. Москва
Адливанкин Изяслав Александрович
Руководитель миссионерского отдела Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, психолог
Федоренко Виктория Валерьевна Старший преподаватель кафедры психологии, управления и педагогики Северо-Западной академии государственной службы, кандидат психологических наук, психолог Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской и Ладожской епархии
Глушкова Елена Владимировна Заместитель руководителя центра социальной реабилитации Екатеринбургской и Верхотурской епархии по вопросам профилактики зависимостей, педагог-психолог
Шепелев Игорь Геннадьевич Куратор секции, заместитель руководителя Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, г. Москва
Каклюгин Николай Владимирович Куратор секции, сотрудник научно-методического отдела Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, методист по работе с педагогическими кадрами и родительской общественностью в рамках профилактики зависимого поведения Отдела программно-методической деятельности ГОУ Дворец пионеров и школьников имени А.П. Гайдара Юго-Восточного окружного Управления образования Департамента образования г. Москвы, врач-психиатр
26.01.2011 г., Москва
Приложение
СПРАВКА
о программе профилактики зависимого поведения и ребилитации лиц с алкогольной и наркотической зависимостью «12 шагов»
В настоящее время имеют место попытки внедрения в Русскую Православную Церковь программы профилактики зависимого поведения и реабилитации лиц с алкогольной и наркотической зависимостью «12 шагов», реализуемой в группах «Анонимные Наркоманы» («АН») и «Анонимные Алкоголики» («АА»).
Подробный анализ работы групп «АА» и «АН», работающих по программе «12 шагов», был проведен игуменом Анатолием (Берестовым) и опубликован в журнале Российской академии медицинских наук (РАМН) «Наркология» в 2009 году (№№ 5-7), а также несколько ранее разобран некоторыми санкт-петербургскими учеными и священнослужителями, доказавшими ее непригодность для использования в рамках православного душепопечения.
В течение короткого времени участники программы «12 шагов» в группах «АН» и «АА» усваивают специфическую терминологию, начинают мыслить ее категориями и используют «12-ти шаговую» лексику и фразеологию для манипулирования другими людьми.
При этом в поведении реабилитируемого таким методом человека проявляется выраженное рассогласование между «правильными» программными высказываниями и реальными действиями, особенно по отношению к близким и родным. Это делает подобные группы если и не сектами, то, по крайней мере, сектоподобными образованиями.
В связи с этим возникает вопрос, нуждаются ли наши соотечественники в такой «духовности», или все же нам удастся найти в себе силы жить во всех отношениях трезво и благочестиво, опираясь на богатые отечественные традиции и опыт Русской Православной Церкви, не поддаваясь ловким и лукавым манипуляциям тех, кто осознанно или неосознанно стремится лишить жителей России собственной идентификации?
Программа «12 шагов» построена на обновленческих идеях так называемой «Оксфордской группы». Эта организация была создана в конце 20-х годов прошлого века инициативной группой в Оксфордском университете, что и обусловило ее название. Идеологами объединения были личности, далекие от христианского мировоззрения. Особенно мощным было развитие этого движения в нацистской Германии и странах Скандинавии. Одним из членов его был шеф СС и гестапо Генрих Гиммлер.
В исторической справке о возникновении сообщества «АА», приведенной на информационном Интернет-ресурсе «Анонимные Алкоголики Северного Кавказа», прямо говорится, что опыт упомянутой выше «Оксфордской группы» частично использовался при написании программы «12 шагов», что в поисках Своего Бога и глубокого духовного обновления основатели движения «АА» становятся членами «Оксфордской группы» и лишь в 1937 году выходят из ее состава, чтобы организовать «Группу анонимных алкоголиков».
Таким образом, в виде программы «12 шагов» предлагается особая духовная практика, якобы обновляющая личность и приносящая исцеление от любых пристрастий и через это приобщающая ее участников к некоему Сообществу, способствуя тем переменам в них и в обществе, которые ни коим образом не могут способствовать укреплению в жителях России их национальной самоидентификации, чувства патриотизма и истинно христианского духа. Здесь уже нет места для Таинства истинного Богообщения. Священники, врачи и психологи призваны лишь к тому, чтобы поставлять неофитов для поклонения «анонимному богу».
Программа «12 шагов» является нехристианской, способствует развитию у людей гордыни и формирует выраженную психологическую зависимость от участия в деятельности данной организации, при этом за редким исключением не приводя людей к Богу и Церкви. В результате развивается искаженная духовность. Ни в каких учебных пособиях, издаваемых адептами программы «12 шагов» не упоминается имя Иисуса Христа, а имя «Бога как мы его понимаем» или «Высшей Силы» используется лишь как удобный инструмент для манипуляции сознанием своих подопечных и вовлечения их в замкнутый мир данного сообщества.
Вызывают сомнение заявления русскоговорящих участников международного движения «Анонимные Алкоголики» и «Анонимные Наркоманы», нередко передаваемые через различные средства массовой информации и специализированные православные и медицинские печатные издания, свидетельствующие о высокой эффективности предлагаемой ими учреждениям Русской Православной Церкви методики. В частности, известно, что в 2006 году в Европе организацией «Кохрановское сотрудничество» было проведено исследование, которое включало в себя обзор результатов восьми испытаний за период времени, начиная с 1966 года. В него было вовлечено в общей сложности 3417 человек. Результаты общеевропейского научного обзора Кохрановского сторудничества следующие: «Ни одно экспериментальное исследование однозначно не показало эффективность групп «Анонимные Алкоголики» или других «12-ти шаговых» программ как варианта снижения алкогольной зависимости или проблем, связанных с ней».
По данным других литературных источников, эффективность вышеуказанной методики составляет всего от 2,5% до 5%. Как справедливо отмечала в своей статье «Актуальные проблемы помощи наркологическим больным в России на этапе социальной стабилизации в стране», опубликованной в 2006 году в журнале «Наркология», директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского, академик РАМН Т.Б. Дмитриева: «Нашему менталитету непривычны характерная для протестантских общин идеология двенадцатишаговой программы и длительные обсуждения с собратьями по вере своих духовных проблем. Более стабильно функционируют реабилитационные центры, создающиеся при традиционных для нашей страны религиозных организациях (в первую очередь при Русской Православной Церкви)».
Читать все