Новости Находкинской епархии

В неделю Крестопоклонную, епископ Находкинский и Преображенский Николай совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Кафедральном Казанском соборе г. Находки.

В неделю Крестопоклонную, епископ Находкинский и Преображенский Николай совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Кафедральном Казанском соборе г. Находки.

23 марта, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, епископ Находкинский и Преображенский Николай совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Казанском Кафедральном соборе г.Находки.

Его Преосвященству сослужили: иерей Виталий Шаркеев; иерей Андрей Попов; иеромонах Ермоген (Крещенко); иерей Иоанн Гречишников.

После сугубой ектении Владыка вознес молитвы ко Господу о мире.

По заамвонной молитве епископ Николай совершил славление и поклонение Животворящему Кресту, после чего обратился к присутствующим с архиерейским словом.

Историческая справка: Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В cубботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.

Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.

Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.

Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.

Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения – о «готовящихся к просвещению» – как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.

Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов.

Как известно, этот Крест, как и многие другие христианские святыни, пропал во времена крестоносцев, в ХIII в., хотя его частицы до сих пор можно видеть во многих ковчежцах. Но утерянным оказался и изначальный смысл великопостного поклонения Кресту, ведь сейчас даже детское крещение у нас, к сожалению, редко связывается с оглашением и с личным исповеданием веры. Поэтому постепенно в Церкви стали переосмыслять традиционный порядок проведения Великого поста в более “спиритуализированном” ключе. И при этом стали, впрочем, не без основания, часто думать о том, что Крестопоклонная – это именно преполовение, середина поста, когда пост усиливается и каждый хочет получить утешение и укрепление в вере через поклонение святому Древу или его образу, любой его иконе.

Теги:
Находкинская епархия


Читать все


Новости по теме

 В п. Врангель дошкольники побывали на эксксии в храме Живоначальной Троицы.
25.11.2025
23 ноября 2025 года, прошла ознакомительная экскурсия для воспитанников детского сада №55 микрорайона Врангель Находкинского городского округа. Иеродиакон Филарет (Каширский) встретил малышей, провел по территории храма, познакомил с внутренним и внешним...
Священник встретился с родителями дошкольников.
24.11.2025
В детском саду № 54 г. Находки прошёл родительский клуб на тему «Семейные традиции». Мероприятие собрало заинтересованных родителей, которые поделились традициями, историями и опытом своей семьи. Семейные традиции у всех разные: совместно мастерить...
Всероссийский онлайн-форум православных приёмных семей.
24.11.2025
26–27 ноября 2025 года состоится III Всероссийский онлайн-форум православных приёмных семей. Форум объединяет приёмных родителей, кандидатов в приёмные семьи, специалистов и представителей духовенства. Мероприятие направлено на укрепление поддержки...
Руководитель отдела провел лекцию для сотрудников МВД.
23.11.2025
Руководитель миссионерского отдела Находкинской епархии иерей Виталий Шаркеев провел лекцию для сотрудников Отдела МВД по г. Находке. Тема встречи — «Влияние алкоголя на общество и культуру»Отец Виталий рассказал о социокультурных аспектах алкоголя и...
Делегация Приморского края приняла участие в пленарном заседании XXVII Всемирного Русского Народного Собора.
20.11.2025
19 ноября правление регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора в Приморском крае в составе губернатора Олега Кожемяко, митрополита Владивостокского и Приморского Павла, епископа Уссурийского Иннокентия, епископа Находскинского и...