Новости Находкинской епархии

В неделю Крестопоклонную, епископ Находкинский и Преображенский Николай совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Кафедральном Казанском соборе г. Находки.

В неделю Крестопоклонную, епископ Находкинский и Преображенский Николай совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Кафедральном Казанском соборе г. Находки.

23 марта, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, епископ Находкинский и Преображенский Николай совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Казанском Кафедральном соборе г.Находки.

Его Преосвященству сослужили: иерей Виталий Шаркеев; иерей Андрей Попов; иеромонах Ермоген (Крещенко); иерей Иоанн Гречишников.

После сугубой ектении Владыка вознес молитвы ко Господу о мире.

По заамвонной молитве епископ Николай совершил славление и поклонение Животворящему Кресту, после чего обратился к присутствующим с архиерейским словом.

Историческая справка: Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В cубботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.

Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.

Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.

Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.

Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения – о «готовящихся к просвещению» – как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.

Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов.

Как известно, этот Крест, как и многие другие христианские святыни, пропал во времена крестоносцев, в ХIII в., хотя его частицы до сих пор можно видеть во многих ковчежцах. Но утерянным оказался и изначальный смысл великопостного поклонения Кресту, ведь сейчас даже детское крещение у нас, к сожалению, редко связывается с оглашением и с личным исповеданием веры. Поэтому постепенно в Церкви стали переосмыслять традиционный порядок проведения Великого поста в более “спиритуализированном” ключе. И при этом стали, впрочем, не без основания, часто думать о том, что Крестопоклонная – это именно преполовение, середина поста, когда пост усиливается и каждый хочет получить утешение и укрепление в вере через поклонение святому Древу или его образу, любой его иконе.

Теги:
Находкинская епархия


Читать все


Новости по теме

Приглашаем школьников принять участие в конкурсе «Красота Божьего мира».
17.09.2025
Осенью 2025 года в Приморском крае пройдет региональный этап XXI Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». Конкурс проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках Международных...
В Находке пограничному кораблю присвоено почетное наименование «Приморье».
17.09.2025
Иерей Виталий Шаркеев принял участие в церемонии имянаречения многоцелевого корабля ледового класса проекта 22120 ППК «831», построенного на ПАО «Судостроительная фирма «Алмаз». Патрульному кораблю второго ранга присвоено наименование «Приморье»....
Круглый стол "Молодежь за культуру мира—против терроризма прошел в г. Фокино.
14.09.2025
В День солидарности в борьбе с терроризмом в Центре культуры и искусства «Спутник» г. Фокино прошел круглый стол на тему "Молодежь за культуру мира—против терроризма!"?В работе круглого стола приняли участие специалисты местного отделения и активисты...
Руководитель социальных проектов Находкинской епархии приняла участие в Восточно-экономическом форуме.
07.09.2025
С 3-6 сентября 2025 года руководитель социальных проектов Находкинской епархии Эльвира Паначева приняла участие в Восточно-экономическом форуме-2025 в г. Владивостоке по приглашению Фонда президентских грантов. Более 30 руководителей некоммерческих...
В неделю 13-ю по Пятидесятнице епископ Находкинский и Преображенский Николай совершил Божественную литургию в Казанском Кафедральном соборе г. Находки.
07.09.2025
В неделю 13-ю по Пятидесятнице, памяти апостолов Варфоломея и Тита, епископ Находкинский и Преображенский Николай, возглавил Божественную литургию свт.Иоанна Златоуста в Кафедральном Казанском соборе г. Находки. Его Преосвященству сослужили:иерей...