Новости Находкинской епархии

В неделю Крестопоклонную, епископ Находкинский и Преображенский Николай совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Кафедральном Казанском соборе г. Находки.

В неделю Крестопоклонную, епископ Находкинский и Преображенский Николай совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Кафедральном Казанском соборе г. Находки.

23 марта, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, епископ Находкинский и Преображенский Николай совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Казанском Кафедральном соборе г.Находки.

Его Преосвященству сослужили: иерей Виталий Шаркеев; иерей Андрей Попов; иеромонах Ермоген (Крещенко); иерей Иоанн Гречишников.

После сугубой ектении Владыка вознес молитвы ко Господу о мире.

По заамвонной молитве епископ Николай совершил славление и поклонение Животворящему Кресту, после чего обратился к присутствующим с архиерейским словом.

Историческая справка: Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В cубботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.

Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.

Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.

Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.

Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения – о «готовящихся к просвещению» – как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.

Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов.

Как известно, этот Крест, как и многие другие христианские святыни, пропал во времена крестоносцев, в ХIII в., хотя его частицы до сих пор можно видеть во многих ковчежцах. Но утерянным оказался и изначальный смысл великопостного поклонения Кресту, ведь сейчас даже детское крещение у нас, к сожалению, редко связывается с оглашением и с личным исповеданием веры. Поэтому постепенно в Церкви стали переосмыслять традиционный порядок проведения Великого поста в более “спиритуализированном” ключе. И при этом стали, впрочем, не без основания, часто думать о том, что Крестопоклонная – это именно преполовение, середина поста, когда пост усиливается и каждый хочет получить утешение и укрепление в вере через поклонение святому Древу или его образу, любой его иконе.

Теги:
Находкинская епархия


Читать все


Новости по теме

Учащиеся начальных классов во Врангеле узнали о заповедях Блаженства.
01.12.2025
Как достать до Неба? Как жить, чтобы достичь Царствия Небесного, как получить радостную, счастливую — блаженную — вечную жизнь?О Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа, о заповедях блаженства говорил иеродиакон Филарет (Каширский) с младшими...
Священник побеседовал с педагогами о роли отца в семье.
01.12.2025
В Духовно-просветительском центре Находкинской епархии состоялась встреча священника с преподавателями начальных классов. Тема встречи — важная роль отца в воспитании детей. Преимущественно женское воспитание в школе и дома – это одна из проблем...
Разговоры о важном со старшеклассниками.
30.11.2025
Руководитель миссионерского отдела Находкинской епархии иерей Виталий Шаркеев встретился с учащимися 9 класса школы No 7 г. Находки. Отец Виталий прочитал лекцию «Духовно-нравственные причины конфликта на Украине», рассказав о том, что с исторической...
В Неделю 25-ю по Пятидесятнице, епископ Находкинский и Преображенский Николай совершил Божественную литургию в Казанском Кафедральном соборе г. Находки
30.11.2025
В Неделю 25-ю по Пятидесятнице, памяти свт. Григория Неокесарийского, епископ Находкинский и Преображенский Николай возглавил Божественную литургию в Казанском Кафедральном соборе г. Находки. Его Преосвященству сослужили клирики Кафедрального собора....
Епископ Николай возглавил всенощное бдение в Казанском соборе.
29.11.2025
В канун недели 25-й по Пятидесятнице, день памяти свт. Григория чудоворца, епископа Неокесарийского, епископ Находкинский и Преображенский Николай возглавил всенощное бдение в Казанском Кафедральном соборе города Находки. За вечерним богослужением,...