Серафима Саровского мужской монастырь

Владивосток. Свято-Серафимовский монастырь.Контакты: 690026, г. Владивосток, о. Русский, ул. Подножье, 9/1. Тел. 8 908 994 40 51, 8 924 242 49 94

Настоятель: игумен Климент (Кривоносов)

Храмы: преподобного Серафима Саровского

Престольный праздник: день памяти святого преподобного Серафима Саровского чудотворца - 1 августа и 15 января

Проезд: Добраться до Свято-Серафимовского монастыря можно на прямом рейсовом автобусе № 29д, который отходит от остановки «Т/ц Изумруд 2» на Океанском проспекте. Или с пересадкой: на автобусе № 15 или 77Э до кампуса ДВФУ и затем № 29к. 

(Автобус 29д идёт до монастыря минут 40-50. Выходить на остановке «Школьная» (после остановки «Подножье») и мимо девятиэтажки справа, либо выходить на следующей остановке – «Кирпичный завод» и немного пройти назад по дороге, ориентируясь на купола.

От остановки «Изумруд» автобусы №29 д отходят: 7:45, 8:15, 8:45, 11:00, 11:45, 12:45, 14:15, 15:00, 16:00, 17:20, 18:20, 19:00, 20:30.

От остановки "Бухта "Воевода" автобусы № 29д отходят: 6:15, 6:45, 7:15, 9:15, 10:00, 11:00, 12:45, 13:15, 14:15, 15:50, 16:45, 17:15, 19:20, 20:00)

Богослужения в монастыре:  

В будние дни

4.00 – Полунощница. Утреня.

6.30 – Литургия (вторник, четверг) или Изобразительны (понедельник, среда, пятница).

17.00 – Вечерня. Братский молебен преп. Серафиму Саровскому. Повечерие.

В субботу утром

4.00 – Братский молебен преп. Серафиму Саровскому. Полунощница.

8.30 – Литургия.

10.30 – Панихида.

В субботу вечером и накануне великих праздников

16.00 – Всенощное бдение.

20.00 – Таинство исповеди.

В воскресенье и праздники

8.30 – Молебен.

9.00 – Таинство исповеди.

9.30 – Литургия.

Крещение – в воскресенье в 13.30, в другие дни – по согласованию со священнослужителем.

Перед крещением необходимо посетить две огласительные беседы.

Отпевание, освящение и другие требы – по согласованию (обращаться в иконную лавку).

На Пасху, в дни Великого поста, в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужение совершается по особому расписанию.

* * *

Владивосток. Свято-Серафимовский монастырь.В 2014 году храму преподобного Серафима Саровского на острове Русский исполнилось 100 лет. Его история и судьба неотрывно связаны с историей русского Дальнего Востока, нашей страны, народа и Русской Православной Церкви столетия минувшего. 13 лет назад, в 2001 году, здесь основана монашеская обитель. Чтобы сохранить память о прошлом, почтить вековой юбилей и прославить дивно промышляющего о людях Своих Господа, мы приглашаем вас вместе с нами перелистать страницы этой истории.

Становление крепости.

В 1871 г. Владивосток приобрел статус – «Главный порт Восточного океана». Задача защиты и удержания юга Уссурийского края за Российской Империей требовала усиления обороны порта, возведенного 5 апреля 1876 г. и в степень города. Вскоре остров Русский попадает в сферу интересов военного ведомства. Первые воинские подразделения крепостной артиллерии и пехоты появляются здесь в 1880-1881 гг. на Ларионовском полуострове, в районе нынешнего поселка Канал. Возводятся артиллерийские позиции, прокладываются первые грунтовые дороги, строятся временные казармы и хозяйственные постройки. В 1890-е гг. разрабатывается концепция морской обороны крепости, строятся форт горы Русских и Поспеловская оборонительная линия. Владивосток, наряду с Кронштадтом и Севастополем, отнесен к наиболее важным морским крепостям.

С численным ростом островного гарнизона встает вопрос и о храме. В 1896 г. по инициативе нижних чинов 8-го Восточно-Сибирского линейного батальона на острове Русский близ мыса Поспелова был заложен первый храм. Он был освящен в 1897 г. в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя и навсегда вошел в историю Владивостока как первый полковой храм крепости.

Святыни Русского острова

В 1906 г. на острове размещается 9-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия, принимавшая участие в русско-японской войне. С этого времени в крепости появляются полковые домовые церкви 33-го, 34-го, 35-го и 36-го полков. С началом широкого казарменного строительства в молодых военных городках стали возводить храмовые здания, чтобы перенести домовые церкви из барачных строений.

Полковые церкви находились под управлением ведомства протопресвитера военного и морского духовенства – структуры, бывшей неотъемлемой частью военной организации страны. Новые воинские домовые церкви появлялись на острове вплоть до 1922 г. Они действовали при инженерно-строительных, учебных и медицинских воинских учреждениях: управлении строительства, госпитале, кадетских корпусах, инструкторской школе, училище. Всего к началу атеистического времени на острове Русский существовало шесть полковых воинских храмов, столько же домовых церквей, две часовни, множество киотов и киотных столбов освящали и украшали позиции артиллерийских батарей, фасады казарм, наружные и внутренние стены фортов.

Печальна судьба этих святынь в годы воинствующего неверия. Храмы были взорваны или сожжены, выбиты иконы в киотах фортов и батарей, на месте первого гарнизонного кладбища устроено подсобное хозяйство, разрушена кладбищенская часовня. Первый полковой храм близ мыса Поспелова был разобран по бревнышку и вывезен в начале 30-х гг. в район Голубиной пади. Домовые церкви кадетских корпусов с немногочисленной утварью были увезены за границу. Сгорел деревянный храм 33-го полка у бухты Воевода, а полковое кладбище было разорено. Долгое время не могли разобрать главный гарнизонный храм великомученика Георгия Победоносца 36-го полка. По воспоминаниям старожилов острова, в 30-е гг. в бухту Новик вошел боевой корабль и расстрелял церковь из орудий. Само название этого места – «Церковная падь» – в советское время было заменено на картах на «Хозяйственная падь», хотя оно так и не прижилось.

По воле Божией уцелела лишь одна постройка – здание храма преподобного Серафима Саровского 34-го Восточно-Сибирского стрелкового полка в поселке Подножье. Сейчас здесь находится наш монастырь.

Полковой храм

У каждого полка русской армии было два дня рождения – штабной и годовой. Первый был связан с датой фактического создания, второй – с датой почитания небесного покровителя полка по церковному календарю. Он являлся именинами полка и устанавливался императорским указом. Дата годового праздника чтилась особо и являлась главным событием для всего личного состава полка. Столь широкое участие Церкви в жизни христолюбивого воинства ничем нельзя было заменить. Военные, рожденные и воспитанные в Православной вере, остро ощущали потребность в духовном окормлении. Поэтому неудивительно, что все полки русской армии по штату обеспечивались походными церквями, а те из них, которые имели постоянные места дислокации, обустраивали свои домовые церкви. Однако, устроенные в казармах, столовых, при штабах воинских частей, в других неприспособленных к этому помещениях, они не позволяли полностью молитвенно отрешиться от мирских забот. Напротив, особое благолепие храма, расположенного в специально построенном здании, его внутренне убранство и неповторимый внешний вид вызывали заслуженную гордость офицеров и нижних чинов полка, имевшего такой храм. Конечно, личный состав любого полка мечтал иметь храмовое здание для своей полковой церкви.  

Годовым праздником 34-го Восточно-Сибирского стрелкового полка Указом Императора Николая Александровича от 25 июня 1904 г. был установлен день прославления преподобного Серафима Саровского – 19 июля (1 августа, н. ст.). Преподобный Серафим был незадолго до этого причислен Церковью к лику святых на знаменитых Саровских торжествах, прошедших летом 1903 г. с участием Царской семьи и сотен тысяч богомольцев.

Полк был сформирован 5 декабря 1903 г. из восьми рот различных Восточно-Сибирских стрелковых полков как 34-й Восточно-Сибирский, а с 20 февраля 1910 г. – 34-й Сибирский стрелковый полк. Походная церковь находилась вместе с полком, когда он участвовал в Русско-японской войне 1904-1905 гг. 8 июня 1907 г. полк был награжден Георгиевским знаменем «За Чинь-Чжоу и доблестную оборону Порт-Артура в 1904 году». После Русско-японской войны, с 1906 г. и до ухода на фронты Первой мировой войны в 1914 г., домовая церковь располагалась вместе с полком на Русском острове, близ бухты Рында, в деревянном бараке инженерного ведомства. Вмещала до 800 человек. В церкви бережно хранилось благословение полку от царствующей четы, дарованное в 1904 г., – небольшой образ преподобного Серафима Саровского с надписью:

 «Благословение полку от Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и супруги Его Императрицы Александры Феодоровны».

По штату при церкви полагался один священник. Со дня учреждения и до 1914 г. настоятелями в ней были:

1904 – 1905 гг. – отец Павел (Крахмалев);

1906 – 1909 гг. – отец Соломон (Имерлишвили);

1910 – 1914 гг. – отец Феодор (Кутузов).

В 1914 г. у подножья горы Русских, вблизи бухты Полеводина был построен капитальный кирпичный храм. Походная церковь обрела свое здание. Оно расположилось недалеко от Полкового собрания, на фундаменте которого сейчас находится средняя школа № 20.

Храм был построен по типу базилики – прямоугольной формы, одноэтажный, удлиненный в плане, с алтарной апсидой. Внутреннее пространство разделено на три нефа двумя рядами металлических восьмигранных колонн. Цоколь выложен из тесаного песчаника, стены из красного кирпича. На крыльце черной керамической плиткой на песочном фоне выложен год окончания постройки – 1914.

         С началом Первой мировой войны 9-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия уходит на западный фронт. В здании Свято-Серафимовского храма 34-го полка размещается Временная церковь при Управлении строителя Владивостокских укреплений, находившаяся прежде в деревянном здании в долине реки Воеводихи, в юго-западной части острова Русский. Церковь находилась в епархиальном ведении. Известны имена священников тех лет:

         1914-1917 гг. – иеромонах Никандр;

         1918-1921 гг. – отец Димитрий (Успенский).

«Отречемся от старого мира…»

После установления в Приморье советской власти прихожане Свято-Серафимовской церкви подписали договор с Приморским Советом рабочих и крестьянских депутатов о принятии в бессрочное пользование здания и богослужебных предметов. В описи, включавшей в себя 146 предметов, числились колокола, резной иконостас, изготовленный из дуба, ореха и бархата. Но не прошло и месяца, как Комунхоз реквизировал несколько колоколов для нужд Эгершельдской пожарной команды. В храме еще совершались богослужения, однако для этого церковный староста запрашивал письменное разрешение в милиции. Сохранилось интересное свидетельство, как во время пасхального крестного хода к храму подошла группа комсомольцев в масках с горящими факелами. Кощунствующие безбожники напали на прихожан и спровоцировали драку.

По всей видимости, во время национализации зданий и сооружений острова в 1925 г. церковное здание было передано военным. После чего воинская часть забрала еще четыре колокола, а имущество стали просто растаскивать. В декабре 1929 г. Серафимовский храм был передан квартирным отделом военного ведомства клубу «Имени товарища Сергеева». Так храм в честь чудотворца и преподобного получил имя командира партизанского отряда, замученного на острове Русский интервентами и погребенного недалеко от гауптвахты, где его содержали и пытали. 

Когда вывозили храмовое имущество, только один иконостас занял четыре подводы. Газета «Красное Знамя» от 9 сентября 1930 г. так писала об очередном «завоевании культурной революции»:

 «Рабочая общественность острова при всемерной поддержке бойцов Н-ской батареи приступила к оборудованию нового клуба, под который было использовано здание бывшей военной церкви. Так цитадель поповского мракобесия превратилась в культурный очаг».

Новые хозяева приступили к перестройке здания. Купол был взорван, о чём можно заключить по крупной трещине на четверике. Кресты на алтарной апсиде и закомарах разбиты, внутренняя роспись уничтожена, оставшееся церковное имущество разграблено. Позже клуб имени Сергеева становится матросским клубом, принадлежащим воинской части.

В 1960-е – 80-е гг. здесь проходили торжественные мероприятия и концерты. Отмечали социалистические праздники, принимали в пионеры, проводили новогодние елки, выпускные балы и танцевальные вечера. В бывшем храме действовал  кинотеатр, причем экран находился на месте иконостаса. Во время выборов в здании располагался избирательный участок, а на месте свечной лавки устраивался буфет. В начале 1990-х гг. часть помещений предоставляли в аренду под видеосалон. Здание постепенно ветшало и, при начавшемся развале вооруженных сил, было брошено. Все, что можно было вынести полезного из бесхозного строения, было вынесено.

Возрождение. «Подножье Божье»

5 августа 1995 г., после долгого безвременья, на острове регистрируется православная община и просит городские и флотские власти о возвращении здания бывшего храма на Подножье. Военные были готовы к передаче, но неожиданно вмешался городской комитет по образованию – храм предполагалось приспособить под спортивный зал для средней школы № 20. Когда же в 1996 г. в пустующем здании случился пожар и рухнули потолки, храм, наконец, был передан верующим.

Удивительно, но было забыто даже его изначальное имя! Поэтому первый приход был зарегистрирован в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». Вскоре в небольшой отремонтированной комнате стало возможным проведение служб приезжающим священнослужителем. Первым священником возрожденного храма был игумен Павел (Хохлов). 9 сентября 1997 г. им было совершено первое таинство крещения над жителями острова.

В 1999 г. по архивным документам было восстановлено прежнее имя храма – преподобного Серафима, Саровского и всея России чудотворца. А 3 марта 2000 г. религиозная организация была зарегистрирована  как «Приход храма преподобного Серафима Саровского о. Русский». Священником, постоянно жившим и служившим здесь в то время, был иеромонах Варнава (Шевленок).   

Монастырь на острове

Создать монашескую обитель при Свято-Серафимовском храме замыслил епископ Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь). 22 июня 2001 г. владыка назначает на должность настоятеля прихода иеромонаха Никона (Анненкова), клирика Владивостокского храма Успения Божией Матери. 1 августа, в летний престольный праздник, владыка Вениамин совершает во временном храме первую архиерейскую литургию. Хор певчих тогда составили будущий игумен, первые насельники и постриженики обители.

11 октября 2001 г. Постановлением Священного Синода, по представлению Преосвященнейшего Вениамина, приход храма преподобного Серафима Саровского на острове Русский преобразован в мужской монастырь. Этим же постановлением назначен первый наместник обители – иеромонах Никон. По преемству от храма монастырь получает имя «Свято-Серафимовский». К концу года обитель насчитывала семь насельников.

Монастырь начинает жить своей жизнью: собирается братия, формируется устав, упорядочивается богослужение и хозяйственная жизнь. В марте 2002 г. владыка Вениамин совершает первый монашеский постриг, а в мае наместник монастыря отец Никон возводится в сан игумена.

Первым делом для братии было восстановление храма. Даже оптимистам казалось тогда, что на это понадобятся годы. Большая часть крыши отсутствовала, на полу в храме стояла дождевая вода, оконные проемы зияли пустотой или были наглухо заложены кирпичом. В казавшемся огромным пустом храме одиноко стояли покрытые давнишней краской, ржавые колонны, вокруг повсюду валялся строительный мусор. Через закопченные балки перекрытия потолка смотрело небо.

Но «Богу же все возможно» (Мф.19;26). Уже 1 августа 2002 г., в престольный праздник, была совершена первая Божественная литургия в старом алтаре, на месте прежнего престола. К этому времени в храме вставили окна и сделали внутренний ремонт. Был установлен новый деревянный иконостас. Его местоположение, проемы дьяконских и царских врат определили по сохранившемуся узору старой напольной плитки. Из-за отсутствия других помещений, в западной части храма были устроены библиотека и трапезная, а храм отделен от них перегородкой. Крыша, закомары, покрытие трибуна, барабан и глава были воссозданы в 2002-2004 гг.

26 декабря 2004 г. храм был освящен архиерейским чином. Интерьер со временем обогатили деревянные киоты, аналои, стасидии и паникадило. Церковная мебель была изготовлена во Владивостоке по чертежам, созданным в монастыре. В 2011 г. паникадило дополнил величественный хорос, выполненный по афонским образцам. Иконы для иконостаса и большая часть храмовых икон были написаны в собственной монастырской мастерской иноком-иконописцем. В 2008 г. поверх старой керамической плитки в храме был положен дубовый паркет. В 2012 г. начата внутренняя роспись стен.

После восстановления храма братья смогли приступить к постройке других необходимых для жизни монашеской общины зданий и сооружений. В 2004-2005 гг. недалеко от храма построен братский корпус, в 2006 г. – привратницкая, в 2007-2009 гг. – котельная. С 2010 г. идет строительство трапезного корпуса, включающего в себя помимо братской и паломнической трапезных также: домовой храм, библиотеку, жилые кельи, складские помещения и гараж. Новые постройки спроектированы в одном архитектурном стиле с храмом и выполнены из старого «царского» кирпича, добытого на острове при разборе брошенных казарм. В 2010 г. рядом с храмом устроена летняя часовня с вырезанной в натуральную величину деревянной скульптурой преподобного Серафима, молящегося на камне. Камень был взят на острове Русский в районе бухты Мелководная.

Прихожанами Свято-Серафимовского храма на Подножье с самого начала его восстановления были как островитяне, так и жители Владивостока. После постройки и открытия моста на остров Русский в 2012 г. возросло количество приезжающих в монастырь паломников. Для их приема и размещения на ночлег построена гостиница. 

Монастырская звонница была составлена из корабельных рынд и чудом сохранившихся старинных церковных колоколов. Самый большой благовестник отлит в 1880-х гг. в Ярославле. Долгие годы он использовался военными на маяке в заливе Посьет для подачи звукового сигнала при сильном тумане. Колокол был передан монастырю при закрытии части в 2005 г. В качестве временной колокольни монастырю служит действующий створный знак маячной службы Тихоокеанского флота, установленный в нескольких метрах от храма. В 2014 г. выбрано место для строительства главной монастырской колокольни, которая будет служить также святыми вратами – основным входом в обитель. Новая колокольня должна будет объединить существующие монастырские постройки в целостный ансамбль, став его архитектурной доминантой.

Главное делание монаха

В центре жизни монастыря неизменно – храм. Богослужение является средоточием монашеской жизни. Оно питает душу, воспитывает дух, дает силы для глубокого внутреннего делания, наполняет смыслом повседневные монастырские занятия. Главным деланием в монастыре должна быть молитва. Поэтому все насельники участвуют в полном суточном круге богослужений и, кроме того, исполняют келейное молитвенное правило. В интервалах между службами братья несут монастырские труды. Обитель держит подсобное хозяйство: ферму и пасеку. Все работы и послушания в монастыре выполняются силами братии без привлечения какого-либо обслуживающего персонала. Исключение составляет только строительство – для этого приглашаются профессиональные рабочие.

Число насельников монастыря со времени его основания менялось. Сегодня в обители спасаются около тридцати братьев. Из них половина – черноризцы: монахи и послушники. Другая половина – трудники. Все насельники живут по одному уставу. С 2010 г. настоятелем монастыря является игумен Климент (Кривоносов).

Для духовного укрепления братии и богомольцев Русского острова монашествующими древних российских обителей и мирянами из центральных регионов России в дар дальневосточному монастырю были переданы святыни: частицы мощей преподобных Сергия Радонежского, Максима Грека, Софии Суздальской, Оптинских старцев, святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, святой мученицы Татианы и других святых. В течение всего дня открыт монастырский храм, где эти святыни доступны для поклонения. Ежедневно служится молебен небесному покровителю обители – преподобному Серафиму. Надеясь на милость Божию и предстательство Саровского чудотворца, братья монастыря в труде и молитве созидают новую святыню Дальневосточной земли. 

Читайте также: "Православная делегация из Америки и Австралии побывала на о. Русский" (с фотографиями монастыря)

В торжествах в честь 100-летия храма прп. Серафима Саровского приняли участие архиереи Приморской митрополии (с фотографиями)

Престольный праздник 1 августа 2015 г (с фотографиями)

Престольный праздник 1 августа 2016 г. (с фотографиями)

Религиозная организация Свято-Серафимовский мужской монастырь о. Русский Владивостокской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Почтовый адрес: 690920 г. Владивосток, о. Русский, ул. Подножье, 9

Тел.: +7 908 994 40 51      E-mail: dobr130@gmail.com

Банковские реквизиты:

Дальневосточный банк ОАО «Сбербанк России» г. Хабаровск

р/с  40703810450260150435          к/с  30101810600000000608

БИК   040813608

ИНН   2540052310         КПП   254001001

Мы в соцсетях

Популярное

Митрополит Владимир принял участие в пленарном заседании научно-практической конференции  «Актуализация социально-гуманитарных дисциплин. Религиоведение»
28.02.2024
Состоялось пленарное заседание методической научно-практической конференции «Актуализация социально-гуманитарных дисциплин. Религиоведение», в работе которой принял участие митрополит Владивостокский и Приморский Владимир
Экскурсии для школьников в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Хороль
21.02.2024
В рамках занятий курса Основ Православной культуры, ученики начальных классов МБОУ «Средней общеобразовательной школы №1 имени В.М.Пучковой» посетили храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Наверх