Заявления

Испытывайте дух времени

17.07.2004

За последние более чем 10 лет каноническое Православие в Приморье укрепилось: увеличилось число приходов и храмов, больше стало священнослужителей, действует Духовное училище, открыты несколько монастырей, развивается система богословского образования. Но, с одной стороны, по оценке религиоведов, около половины приморцев признают себя православными, с другой стороны, за последние несколько лет заметен резкий интерес к разного рода мистическим учениям, магии, язычеству, а также рост численности религиозных организаций, относящих себя к традиции харизматического протестантизма и евангелизма. Кроме того, имеющиеся социологические данные позволяют сказать, что многие называют православными «по традиции». Многие крещеные люди только время от времени приходят в храм, но живут они в другом духовном измерении, умудряясь сочетать христианство с суевериями, новыми религиозными движениями и др. И это серьезная ситуация одинакова как для городов Владивостока, Уссурийска, Находки, так и для районных центров и сел.

Поэтому в этом, специальном, номере нашей епархиальной газеты мы поставили задачу осветить некоторые духовные проблемы, с которыми православные могут столкнуться в жизни. Например, «Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе?» или «Что такое секта?». Нужно учиться трезво оценивать время, в котором ты живешь, чтобы не оказаться незаметно охваченным духом, противным церковному христианству.

В этом номере много критики и полемики, особенно по сектантству. Наш акцент сделан прежде всего на том, чтобы показать разницу православного и неправославного понимания каких-то вопросов. Скажем, в полемике с православием пятидесятники-харизматы ссылаются на совершенные во время их собраний исцеления. Как объяснить это? Мы признаем реальность чудес и реальность исцелений. Если кто об этом свидетельствует, можно допустить, что все это было. Вопрос в другом: каков источник этих чудес и исцелений. Мы знаем, что в нашем падшем мире не только Бог может быть источником того, что людям кажется чудесами. У диакона Андрея Кураева был такой любопытный случай в Ханты-Мансийске. Он рассказывает: «Я там в Доме культуры читал лекцию, а после мы разговорились с сотрудниками. Они рассказали такую историю. Харизматы арендовали зал для своих радений, но превысили лимит отведенного времени.

Тут же проявилась корректность наших техничек, которые, как водится, начинают ведрами греметь, показывая, что пора бы и честь знать. У собравшихся харизматов в конце как раз кульминация – исцеление. Поэтому они прерываться не могут. Проповедник делает пассы в зал, отчего люди падают в обморок, что у них называется "покой в Святом Духе". Техничка проходит перед сценой и тоже падает в обморок. Проповедник торжественно объявляет: вот видите, человек случайный и неверующий, и тот ощутил наитие благодати, подделок быть не может. Это чудо нам явил Господь. Относят старушку в сторону, она через некоторое время приходит в себя и очень разочаровывает харизматических целителей. Она спрашивает: а что, у нас снова Кашпировский? Оказалось, что такое произошло с ней на сеансе Кашпировского. Так что энергия, явленная и там, и тут, видимо, имеет одну природу, которую именем Христовым мы обозначить не можем. К тому же надо помнить, что дары Святого Духа (харизмы) многоразличны, но внутренне едины. Поэтому нельзя выдергивать один из этих даров (чудотворение или говорение на языках) и забывать о других: кротость, смирение, воздержание, целомудрие... Они-то есть? Напротив, мы гораздо чаще видим невероятную гордыню, запальчивость».

Апостол Иоанн Богослов предупреждает: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4: 1). Святитель Игнатий (Брянчанинов) призывает: «Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его». Именно с целью «испытания духов» и создана эта газета.

Игумен Иннокентий, руководитель миссионерского отдела


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Мы в соцсетях

Статьи раздела

Наверх