Владивостокские епархиальные ведомости
О ЧЕМ ПИШУТ ВЕДОМОСТИ В НОЯБРЕ 1910 г.: Краткие сведения о первом храме во имя Успения Божией Матери в г. Владивостоке и иеромонахе Филарете - первом священнике Владивостокской церкви
28.11.2025
26
№20-22, 1 ноября 1910 г.
Въ августѣ мѣсяцѣ 1860 года въ Владивостокъ прибылъ корветъ «Гридень», экипажемъ котораго была построена большая казарма,
офицерскій флигель и небольшая мастерская. Означенныя воинскія команды, движимыя желаніемъ имѣть у себя храмъ Божій, 8-го іюня слѣдующаго 1861 года приступили къ постройкѣ деревянной церкви во имя Успенія Божіей Матери, на продолженіе каковой (постройки) военнымъ губернаторомъ Приморской области Козакевичемъ
было испрошено благословеніе у Высокопреосвященнаго Иннокентія Архіепископа Камчатскаго, Курильскаго и Алеутскаго, который, по
сношенію съ подлежащимъ начальствомъ, для наблюденія за постройкою сей церкви и затѣмъ для освященія ея и богослуженія въ ней назначилъ іеромонаха Филарета, флотскаго благочиннаго Амурскаго отряда. Со стороны гражданской власти завѣдующимъ постройкою церкви былъ назначенъ начальникъ поста въ заливѣ Владивостокъ лейтенантъ Евгеній Степановичъ Бурачекъ.
Въ августѣ мѣсяцѣ 1860 года въ Владивостокъ прибылъ корветъ «Гридень», экипажемъ котораго была построена большая казарма,
офицерскій флигель и небольшая мастерская. Означенныя воинскія команды, движимыя желаніемъ имѣть у себя храмъ Божій, 8-го іюня слѣдующаго 1861 года приступили къ постройкѣ деревянной церкви во имя Успенія Божіей Матери, на продолженіе каковой (постройки) военнымъ губернаторомъ Приморской области Козакевичемъ
было испрошено благословеніе у Высокопреосвященнаго Иннокентія Архіепископа Камчатскаго, Курильскаго и Алеутскаго, который, по
сношенію съ подлежащимъ начальствомъ, для наблюденія за постройкою сей церкви и затѣмъ для освященія ея и богослуженія въ ней назначилъ іеромонаха Филарета, флотскаго благочиннаго Амурскаго отряда. Со стороны гражданской власти завѣдующимъ постройкою церкви былъ назначенъ начальникъ поста въ заливѣ Владивостокъ лейтенантъ Евгеній Степановичъ Бурачекъ. Въ распоряженіи послѣдняго находились всѣ суммы, поступавшія на построеніе церкви. Поступали же онѣ отъ жертвователей. Отъ казны ассигнованій на построеніе церкви не
было сдѣлано. Главными жертвователями были члены Сибирской флотиліи.
Благодаря стараніямъ завѣдующаго постройкою лейтенанта Бурачка и, главнымъ образомъ, содѣйствію іеромонаха Филарета, храмъ, заложенный 8-го іюня 1861 года, черезь 9 мѣсяцевъ послѣ сего былъ уже отстроенъ и 1-го апрѣля 1862 года тѣмъ же флотскимъ благочиннымъ іеромонахомъ Филаретомъ, по благословенію Высокопреосвященнаго Иннокентія Архіепископа Камчатскаго, Курильскаго и Алеутскаго, освященъ.
Храмъ этотъ, первый въ г. Владивостокѣ, былъ выстроенъ недалеко отъ бухты, а именно въ 17 саженяхъ къ сѣверу отъ утеса, или обрыва къ бухтѣ. Нынѣшній соборъ отъ упомянутаго перваго храма находится въ разстояніи 37 саж. къ сѣверу. — Размѣры храма были не велики: въ
длину 9 саж. (вмѣстѣ съ алтаремъ), а въ ширину 4 саж., имѣлъ онъ 8 оконъ. При входѣ въ храмъ была небольшая дверь и площадка, иконостасъ въ этомъ храмѣ быль простой, изъ парусины, на деревянной рамѣ, окрашенный бѣлою краскою, купола въ храмѣ не было, не было при немъ и колокольни, въ послѣдней, впрочемъ, и не нуждались, т. к. при церкви былъ, по бѣдности ея, только одинъ да и то небольшой колоколъ. Ризницею и утварью храмъ былъ весьма небогатъ. Изъ церковной описи, составленной въ 1864 году, видно, что иконъ въ храмѣ было также немного — 14, изъ коихъ 5 въ серебряныхъ ризахъ: всѣ онѣ были мелкихъ размѣровъ, вершка 3 и 4 въ длину. Напрестольныхъ крестовъ было 4. Евангелій было 3, изъ нихъ одно большое въ мѣдномъ уборѣ 7 верш, въ длину и 5 — шир., а два меньшiя въ серебряномъ окладѣ. Былъ одинъ серебропозолоченный св. сосудъ, или чаша съ принадлежностями, одна дарохранительница, пожертвованная Гералъ-Адмираломъ Великимъ Княземъ Константиномъ Николаевичемъ на фрегатъ «Палладу».
Свв. Антиминсъ для храма освященъ и подписанъ Его Высокопреосвященствомъ Иннокентіемъ Архіепископомъ Камчатскимъ, Курильскимъ и Алеутскимъ «въ-храмъ-Успенія Пресвятыя Богородицы въ портъ Владивостокъ Приморской области Восточной Сибири 1859 года іюня 22-го дня».
Богослужебныхъ книгъ было самое необходимое количество —20 и почти столько же книгъ для чтенія. Вообще же въ 1862 г. церковь имѣла только
самыя необходимыя церковныя вещи, большая часть коихъ была пожертвована іеромонахомъ Филаретомъ.
Церковь, несмотря на просьбу ея настоятелей, іеромонаховъ Филарета, Мануила и Валеріана, не окарауливалась, вслѣдствіе чего въ ней случались кражи, какъ напр. въ 1863 году.
Для прислуживанія въ церкви, чтенія пѣнія назначался, за плату, отъ воинскихъ командъ нижній (грамотный) чинъ, который жилъ въ небольшомъ казенномъ зданіи, построенномъ вблизи храма.
Ни пахотной, ни сѣнокосной, ни усадебной земли къ церкви отведено не было, не было также на первыхъ порахъ при церкви
и дома для священника: послѣдній жилъ сначала въ казенной (морской), а потомъ въ наемной частной квартирѣ. Собственный церковный домъ начатъ постройкою въ 1866 г. и отстроенъ въ 1867 году.
Черезъ три года послѣ построенія и освященія церкви оказалось, что многія бревна въ ней начали гнить, каковое гніеніе объясняли близостью церкви кь бухтѣ и дѣйствіемъ морскихъ тумановъ. Поэтому областное начальство съ цѣлью предохраненія
церкви отъ дальнѣйшей порчи и гніенія распорядилось перенести ея на новое мѣсто — на-33 сажейи выше къ сѣверу.
Эта перенесенная на новое мѣсто церковь въ прежнемъ размѣрѣ— 9 саж. въ длину и 4 саж. въ ширину— по благословенію Высокопреосвященнаго Архіепископа Иннокентія была освящена іеромонахомъ Валеріаномъ въ 1866 году 19 марта въ Лазареву субботу. На этомъ мѣстѣ она просуществовала до построенія нынѣшняго собора до 1889 года, когда была сломана.
Перенесение церкви на новое указанное мѣсто в разстоянiи 50 саж. отъ утеса (тамъ, где сейчасъ памятникь на мѣстѣ престола этой церкви около собора) началось 14-го октября 1665 года и закончено къ 21 ноября того же года.
Какъ сказано выше, постройкою церкви во имя Успенія Божьей Матери въ г. Владивостокѣ завѣдывалъ начальникъ сего поста лейтенантъ Е. С. Бурачекъ. Непосредственное же наблюденіе за постройкою церкви Архіепископомъ Иннокентіемъ было поручено флотскому благочинному судовъ Амурскаго, отряда іеромонаху Филарету, который много содѣйствовалъ скорѣйшему окончанію постройки храма и своими пожертвованіями, и своимъ трудомъ. Въ отношеніи отъ 31 марта 1862 года іеромонахъ «Филаретъ ясно говоритъ о своемъ усердіи къ построенію храма Божія, «Не разъ слышалъ отъ вашего высокоблагородія», пишетъ онъ лейтенанту Бурачку, что вами употреблено на постройку храма Успенія Пресвятыя Богородицы 250 казенныхъ бревенъ. Я же за эти бревна вношу въ казну данную мнѣ вами квитанцію въ 100 долларовъ. Неохотно желалъ бы сей храмъ освятить, видя его въ долгу и въ первый разъ въ сихъ мѣстахъ, потому что онъ есть (храмъ) Царицы Небесной. Если и сихъ денегъ не будетъ доставать, такъ прошу васъ увѣдомить меня до освященія храма, чтобы я могъ и остальныя уплатить». Представляя при отношеніи отъ 8-го мая 1862 года лейтенанту Бурачку счета денегъ, истраченныхъ на окончаніе храма и прилагая еще 6 долларовъ, іеромонахъ Филаретъ проситъ г. Бурачка увѣдомить сколько въ 1861 и 1862 г. по май мѣсяцъ пожертвовано доброхотными дателими денегъ, сколько употреблено въ расходъ и сколько состоитъ въ остаткѣ для представленія отчета своему высшему начальству. Къ сожалѣнію, отвѣта на эту просьбу, по которому бы можно судить, сколько всего израсходовано денегъ на постройку церкви, при дѣлѣ не имѣется.
Кромѣ денегъ, іеромонахъ Филаретъ пожертвовалъ въ Успенскій храмъ несколько иконъ, освященныхъ облаченій, церковной утвари и книгъ, какъ богослужебныхъ, такъ и для религіозно-нравственнаго чтенія.
Жертвуя самъ на храмъ деньги и вещи, іеромонахъ Филаретъ побуждалъ и другихъ къ тому же. Такъ, письмомъ отъ 12-го мая 1862 г. іеромонахъ Филаретъ, просилъ лейтенанта Бурачка, чтобы онъ ходатайствовалъ передъ высшимъ начальствомъ о присылкѣ церковной утвари, иконъ и вещей, бывшихъ на пароходахъ «Паллада» и «Діана», хранящихся въ Николаевскомъ соборѣ (на Амуре), во ввѣренный ему (Бурачку) постъ, (Владивостокъ), дабы этими вещами вполнѣ снабдить храмъ, какъ здѣсь, такъ и въ заливѣ Св. Ольги.
Къ сожалѣнію, отношенія лейтенанта Бурачка къ іеромонаху Филарету не всегда были хороши, но временами лейтенантъ Бурачекъ предъявлялъ къ іеромонаху Филарету излишнія требованія, которыя для послѣдняго были оскорбительны и вызывали со стороны послѣдняго горькія жалобы. Такъ, въ отношеніи отъ 19-го октября 1862 года іеромонахъ Филаретъ пишетъ къ Бурачку: «по распоряженію начальника отряда генерала Лихачева я посланъ въ здѣшній портъ для окончанія постройки церкви, отъ Преосвященнаго Владыки для освященія оной, а не для другихъ работъ, черезъ которыя я былъ боленъ нѣсколько мѣсяцевъ, что и нынѣ чувствую... и посему болѣе не могу ни дровъ рубитъ, ни колоть ихъ, ни носить и печей топить, воду носить, ни пищу варить и чайниковъ кипятить тажке и грязныхъ лаханъ выносить. Я не затѣмъ сюда присланъ, да и къ тому же и жить въ чердакѣ никакъ невозможно, потому что со всѣхъ сторонъ вѣетъ вѣтеръ, иногда бываетъ холоднѣе, чѣмъ на дворѣ отъ сквозного вѣтра, да и печь не грѣетъ; ее нужно починить и сдѣлать, чтобы можно бы было пищу въ оной варитъ. Я при моемъ нынѣ слабомъ здоровьи этихъ обязанностей исполнять не могу, — на что буду ждатъ Вашего отвѣта».
Изъ этого письма видно, что іеромонаху Филарету для жилья было отведено худое, холодное помѣщеніе и что ему для услугъ не было дано деньщика, держатъ котораго онъ, какъ флотскій благочинный, имѣлъ право, и что вслѣдствіе этого іеромонахъ Филаретъ принужденъ былъ самъ отапливать свое помѣщеніе, готовитъ себѣ пищу, отвлекаясь отъ исполненія своихъ прямыхъ обязанностей. Вѣроятно, эта размолвка съ начальствомъ побудила іеромонаха Филарета перемѣнить мѣсто службы, тѣмъ болѣе, что данное ему порученіе — построеніе и освященіе церкви, снабженіе ея всѣмъ необходимымъ -было исполнено. Послѣ трехлѣтняго пребыванія въ г. Владивостокѣ и двухлѣтняго служенія при построенной и освященной имъ церкви іеромонахъ Филаретъ въ маѣ, мѣсяцѣ 1863 г. выѣхалъ въ Европейскую Россію, оставивъ о себѣ, память, какъ объ устроителѣ первой церкви въ г. Владивостокѣ и первомъ ея священнослужителѣ. Передъ отъѣздомъ изъ Владивостока іеромонахъ Филаретъ передалъ своему преемнику іеромонаху Мануилу пожертвованныя имъ самимъ деньги въ количествѣ 220 руб., 10 свѣчъ бѣлаго воска, 15 фунт. муки, 3 фунта ладону и 1 бутылку церковнаго вина.
Впрочемъ, памятъ объ іеромонахѣ Филаретѣ должна храниться не въ одномъ только Влавивостокѣ.
Обитатели жившіе въ гавани Св. Ольги во время пребыванія тамъ іеромонаха Филарета въ свое время свидѣтельствовали, что іеромонахъ Филаретъ на свой счетъ заложилъ Ольгинскій храмъ и что онъ содѣйствовалъ построенію этой церкви своими пожертвованіями: деньгами и вещами. Изъ донесенія же священника Владивостокской церкви I. Верещагина видно, что, хотя храмъ этотъ еще не освященъ, но что онъ устроенъ прочно и чисто и что въ построеніи его принималъ большое участіе іеромонахъ Филаретъ.
Такимъ образомъ, іеромонахъ Филаретъ можетъ быть считаемъ однимъ изъ усерднѣйшихъ дѣятелей но устроенію не только Владивостокской, но и Ольгинской церквей. Но и по выбытію изъ Уссурійскаго края, іеромонахъ Филаретъ не позабывалъ тѣхъ церквей. Такъ, Хозяйственное управленіе при Св. Синодѣ при отношеніи отъ 30 апрѣля 1864 года, препроводило въ камчатскую консисторію четыре государственныхъ пяти-процентныхъ билета въ 100 рублей каждый, пожертвованные іеромонахомъ Филаретомъ въ пользу церквей въ г. Владивостокѣ в гавани Св. Ольги. Вт. 1866 г. іеромонахъ Филаретъ изъ Петербурга выслалъ въ Николаевскъ на Амуръ для Владивостокской и Ольгинской церквей значительное количество церковныхъ вещей и богослужебныхъ книгъ, пожертвованныхъ имъ лично.
Предпринятые іеромонахомъ Филаретомъ труды по устроенію означенныхъ церквей, его пожертвованіи въ пользу ихъ, давали ему основаніе надѣяться, что высшее духовное начальство вознаградить его, такъ или иначе за эти труды. Но надежды іеромонаха Филарета не сбылись: начальство какъ бы позабыло объ іеромонахѣ Филаретѣ. Поэтому, онъ уже будучи игуменомъ незначительнаго Тораканскаго Богоявленскаго монастыря, въ бытность свою въ мартѣ 1870 г. въ Петербургѣ, воспользовавшись присутствіемъ здѣсь Митрополита московскаго Иннокентія, бывшаго Архіепископа Камчатскаго, рѣшился обратиться къ сему послѣднему, какъ лично его знавшему по Амуру, съ просьбою о вознагражденіи его. Митрополит Иннокентій на эту просьбу отвѣчалъ, что безъ особаго представленія о семъ въ Св. Синодъ со стороны камчатскаго Епископа, въ епархіи котораго раньше служилъ іеромонахъ Филаретъ, награжденіе не можетъ состояться, и посовѣтовалъ ему обратиться съ просьбою объ этомъ къ Преосвященному Веніамину, преемнику Митрополита Иннокентія по камчатской кафедрѣ. Іеромонахъ Филаретъ послѣдовалъ этому совѣту и въ маѣ мѣсяцѣ того же 1870 года вошелъ съ прошеніемъ къ Преосвященному камчатскому Веніамину о томъ, чтобы онъ о понесенныхъ имъ трудахъ по постройкѣ означенныхъ церквей и по пожертвованіямъ въ пользу ихъ (съ приложеніемъ списка послѣднихъ) соблаговолилъ сдѣлать представленіе въ Св. Синодъ.
По распоряженію Преосвященнаго Веніамина консисторія
камчатская навела подробныя справки о дѣятельности іеромонаха Филарета и объ его пожертвованіяхъ. Результатомъ этихъ справокъ было представленіе отъ 10-го декабря 1872 г. за № 309 въ Св. Синодъ, въ коемъ представленіи Преосвященный Веніаминъ ходатайствовалъ о награжденіи іеромонаха Филарета «за произведенныя имъ пожертвованія, но неимѣнію послужного о немъ списка, тѣмъ знакомъ отличія, какой слѣдуетъ ему въ постепенности наградъ».
Между темъ, какъ наводили упомянутыя справки, положеніе игумена Филарета, измѣнилось: по преклонности лѣтъ и слабости здоровья онъ вышелъ за штатъ и поселился въ Виленскомъ Св.- Троицкомъ монастырѣ. Здѣсь онъ хотя и имѣлъ уголъ и кусокъ хлѣба, однако, какъ обремененный старческими немощами к болѣзнями, нуждался въ уходѣ за собою и въ лскарствахъ. Средствъ для сего у него не было, ибо все, пріобрѣтенное имъ раньше службою во флотѣ, онъ истратилъ, какъ онъ самъ свидѣтельствуетъ,
на построеніе церквей въ г. Владивостокѣ, заливѣ Св. Ольги и Японiи.
Въ виду такихъ стѣсненныхъ обстоятельствъ и вѣроятно,
предполагая, что поданное въ 1870 г. прошеніе Преосвященному Веніамину не дошло по назначенію, игуменъ Филаретъ 10-го января 1873 года вторично вошелъ съ прошеніемъ къ сему Архипастырю объ исходатайствонаніи ему возможнаго пособія, при помощи котораго онъ могъ бы хоть послѣдніе дни спокойно прожить.
Надеждамъ игумена Фнларета на полученіе какого-либо пособія не суждено было осуществиться. Указомъ Св. Синода отъ 16-го апрѣля 1873 г. за №1253 на имя Преосвященнаго Павла епископа камчатскаго, состоявшимся по поводу представленія, oтъ
1872 года за № 309 Преосвященнымъ Веніаминомъ игумена Филарета, согласно его прошенію, къ наградѣ, было признано, что по существующимъ законоположеніямъ „никто не можетъ самъ просить себѣ награды, но въ случаѣ отличія долженъ ожидать удостоенія къ наградѣ оть начальства, а потому домогательство игумена Филарета о награжденіи его, какъ несогласие съ закономъ, оставить безъ уваженія, о чемъ для объявленія ему послать Вашему Преосвященству указъ". Неизвѣстно, получилъ ли игуменъ Филаретъ увѣдомленіе о содержапіи упомянутаго указа, или умеръ раньше...
Если оно застало игумена Филарета въ живыхъ, то, безъ сомнѣнія, удручающе подѣйствовало на его здоровье, ибо желаніе игумена Филарета получить награду за свои труды, засвидѣтельствованные мѣстнымъ епархіальнымъ начальствомъ, было признано за противное закону домогательство.
Во всякомъ случаѣ изъ изложеннаго краткаго очерка о дѣятельности игумена Филарета видно, что хотя одному ему нельзя приписать услугъ по постройкѣ церквей Владивостокской и Ольгинской, потому что были значительныя пожертвованія на то отъ другихъ лицъ, однако нельзя не согласиться съ тѣмъ, что игуменъ Филаретъ былъ однимъ изъ усерднѣйшихъ дѣятелей по построенію
сихъ церквей, много жертвовалъ изъ своихъ средствъ на благоукрашенie ихъ, на снабженіе, по крайней мѣрѣ, Владивостокской церкви всѣмъ необходимымъ; въ этомъ заслуга его несомнѣнно велика; велика еще тѣмъ особенно, что сдѣлана въ отдаленномъ новозаселенномъ мѣстѣ, гдѣ нужна была энергнчиая распорядительность и находчивость въ совершеніи всякаго дѣла и гдѣ всякое пожертвованіе должно было быть признано болѣе цѣннымъ, чѣмъ въ другомъ мѣстѣ.
Протоіерей А. Муравьевъ.
Читать полностью:
Выпуск №20-21
Выпуск №22
Фото:
Успенский собор на улице Светланской, 1896-1900 года. Фото: Из фондов музея им. В.К. Арсеньева
Евгений Степанович Бурачек, 1900-ые годы
Читать все



