Новости епархии 2014

Следующий "болотный майдан" устроят сектанты

Дата публикации 07.09.2014   Количество просмотров 4796

Религиовед Роман Силантьев о традиционных мусульманах и исламистской угрозе

Роман Силантьев — известный российский религиовед, доктор исторических наук, ведущий специалист по исламу. Самой молодой мировой религией московский ученый занимается уже 17 лет. За это время он написал о ней 14 книг, среди которых энциклопедия «Ислам в современной России» и «Атлас исламского сообщества России». Подробно исследуя верования традиционных мусульман, Роман Силантьев не обходит стороной и проблему радикального исламизма. Накануне ученый побывал в Благовещенске и других амурских городах — в наш регион его привела работа над интерактивной картой религиозных общин России. С известным религиоведом побеседовал наш корреспондент.

— Роман Анатольевич, давайте начнем с базовых понятий. Верно ли, что не стоит смешивать такие термины, как мусульманин и исламист?

— Да, не стоит, как, например, не стоит смешивать понятия эгоист и православный. Главное отличие в том, что с традиционными мусульманами мы можем жить в мире, а с исламистами — нет.

— Как к радикалам относятся сами мусульмане?

— Собственно, то, что сейчас происходит на Ближнем Востоке, и есть квинтэссенция взаимоотношений исламистов с традиционными мусульманами: массовые убийства, расстрелы пленных, каннибализм на камеру.

— А какие исламистские группировки сегодня особенно влиятельны?

— Это совокупность ваххабитских сект — они самые многочисленные и опасные. Также это партия Хизб ут-Тахрир — централизованная организация, стоящая на втором месте по степени угрозы. Есть еще секты турецкого происхождения, в первую очередь — нурсисты (последователи Саида Нурси). Кстати, именно нурсисты не так давно пытались зайти в Благовещенск из Красноярска. Также сюда пытались проникнуть последователи пакистанской секты таблигитов. Что касается «Братьев-мусульман», до определенного момента в России их было довольно мало, но после присоединения Крыма их численность резко увеличилась, и теперь они пятые по степени влияния.

— Часто ваххабитов по умолчанию приравнивают к террористам. С вашей точки зрения, это справедливо?— Да, вполне, потому как практически все террористы у нас и есть ваххабиты. Я считаю вполне оправданным и тот факт, что ваххабитами нередко называют вообще всех исламистов. Дело в том, что понятие «ваххабизм» имеет как узкое, так и широкое значение. В узком смысле ваххабиты — это конкретная секта салафитов саудовского происхождения. Если же рассматривать это понятие широко, то туда входят и нурсисты, и таблигиты, и все другие нетрадиционные группы.

— К чему сводятся цели, которые преследуют исламисты?

— Они хотят захватить весь мир, но готовы довольствоваться и какой-то частью этого мира, скажем, севером Ирака, частью Сирии или Пакистана. А вот в России им нужно все. Глупо считать, что им нужен только Кавказ. Им как раз гораздо нужнее те места, где есть нефть, алмазы и какая-то живая промышленность. Если не проявлять бдительности, они могут закрепиться практически в любом месте.

— После теракта 11 сентября 2001 года отчетливо зазвучала мысль о глобальности террористической угрозы. Политики разных стран заговорили о том, что борьба с экстремизмом и сепаратизмом — всеобщее дело, ради которого должен объединиться весь мир. По-прежнему ли велики масштабы исламистской угрозы?

— Да, ваххабиты не сдают своих позиций. Они устраивают теракты и в Китае, и в Нигерии, из чего можно сделать вывод, что в значительной части стран ваххабитская террористическая угроза присутствует.

— Почему же тогда создается впечатление, что идея всемирной борьбы с терроризмом исчерпала себя?

— Дело в том, что многие считают, что террористов можно использовать против других стран. Они придерживаются мнения, что если противника взорвут 30 раз, а тебя только три, то это не страшно. Правда, потом выясняется, что созданная террористическая организация оборачивается против тебя. Я не думаю, что американцам было выгодно, что те террористы, которых они готовили для войны с Сирией, неожиданно пошли на Ирак.

«Украинский вопрос» и крымские татары

— Роман Анатольевич, расскажите, какова история распространения исламизма в России?

— Первые представители появились еще в советское время, но особенно они активизировались во время войны в Афганистане в качестве элемента антисоветской пропаганды. Все началось со Средней Азии, быстро перекинулось на Дагестан, а потом уже пошло по всей стране. В 1997 году исламисты охватили Дальний Восток и Сибирь. На этом первый этап экспансии закончился, дальше они начали уже закрепляться.

— Наверняка на эти процессы повлияла и война в Чечне.

— Да, конечно. Поначалу она не имела такого религиозного характера, но потом эмиссары ваххабитов (самый известный из них — Хаттаб) обратили в свою веру многих полевых командиров. После этого война превратилась в противостояние ваххабитов и всех остальных.

— Сколько же сегодня исламистов в России?

— По моим подсчетам, до 700 тысяч. Большинство из них — ваххабиты.

— Есть ли вероятность, что они готовят очередной удар, пока на первом плане «украинский вопрос»?

— Такая опасность существует. Кроме того, в виде украинских язычников как раз добавились новые угрозы. Они имеют довольно тесные связи с нашими язычниками, массово присутствуют в национальной гвардии, работают с нашими фанатами. Поэтому следующий «болотный майдан» у нас будет именно на базе сектантов, а не хипстеров. Туда вовлекут ультрас, ваххабитов, иных сектантов. Конечно, суммарно они составляют всего пару процентов от населения, но численно это все-таки десятки тысяч людей. Кроме того, их боеспособность гораздо выше, чем у либеральной интеллигенции.

— Вы упомянули об исламистах на территории Крыма. Какую опасность они представляют?

— Дело в том, что сегодня лидеры Меджлиса крымских татар прямо призывают к захвату Крыма. Причем они настаивают на том, чтобы боевые действия в отношении Крыма начались не после победы над ополченцами, а уже прямо сейчас. Сторонников Меджлиса там несколько десятков тысяч — примерно треть всех крымских татар. Были уже попытки терактов, которые удалось предотвратить.

Спокойное Приамурье

— Актуальна ли проблема исламистской угрозы для Амурской области?

— Постоянно действующих ячеек здесь нет. Как я уже говорил, были попытки закрепиться у нурсистов. Также сюда приезжали ваххабитские деятели из Москвы: муфтий Аширов бывал здесь несколько раз, пытался зарегистрировать общину, но в итоге ему пришлось это сделать под Уфой. Таким образом число ваххабитов в Амурской области невелико — думаю, даже на десятки счета не идет. По большей части к экстремистским террористическим актам склонны новообращенные мусульмане, но таких здесь всего 30 человек, то есть совсем немного, поэтому ситуация, можно сказать, спокойная. Такая же стабильная обстановка в Еврейской автономной области и на Чукотке.

— А как вообще исламистам удается проникать в регионы Дальнего Востока?

— Как известно, на Дальнем Востоке среди мигрантов довольно много мусульман. При этом многие мигранты были выдавлены из своих стран спецслужбами именно за проповедование исламизма — в первую очередь это касается узбеков и таджиков. Они приезжают сюда, и местные ваххабиты трудоустраивают их имамами в мечети, поэтому в Сибири и на Дальнем Востоке было немало случаев, когда имамов и глав общин арестовывали и депортировали за причастность к террористическим организациям.

— Стоит ли воспринимать как угрозу сам факт массового притока мусульман в Приамурье?

— Если это традиционные мусульмане, их приезд не ухудшит ситуацию. Другое дело, что среди них могут оказаться и члены разного рода террористических организаций. Поэтому, на мой взгляд, пограничный контроль должен проверять этих людей гораздо жестче, а при малейшем подозрении просто не пускать их в Россию.

— Но как разглядеть ваххабита среди обычных мусульман?

— Для этого существуют разного рода вопросы, например, касательно отношения к сирийскому конфликту. Если человек сочувствует врагам Башара Асада, это с высокой долей вероятности исламист. Если человек ненавидит шиитов и суфиев, не любит православных и иудеев, это плохая примета. Если человек утверждает, что в исламе нет никаких сект, а все мусульмане едины, это тоже одна из риторических особенностей ваххабитов. Нормальный мусульманин, наоборот, всегда признает наличие проблемы ваххабизма. Кроме того, ваххабиты очень агрессивно настроены к инаковерующим и инакомыслящим — причем как к христианам, так и к другим мусульманам. Они ведут себя очень дерзко, даже по-хамски, постоянно создают конфликтные ситуации, предъявляют требования.

Не стать ваххабитом

— Сегодня объектами исламистской вербовки все чаще становятся славяне. С чем это может быть связано?

— Вообще существуют разные причины принятия ислама: например, ненависть к властям, желание революционных преобразований — так, новообращенных много среди нацболов, которые воспринимают радикалов как благородных разбойников. На кого-то оказывает давление коллектив или член семьи (в основном муж или жена). Вербуют также в секциях единоборств и соцсетях, где радикалы не спешат называть себя ваххабитами, а часто именуются просто мусульманами.

— Как же не попасть под влияние исламистов?

— Нужно проявлять бдительность, руководствоваться здравым смыслом. Следует обратить внимание на своих знакомых и родственников: насторожить могут внезапные разговоры на тему ислама, изменение поведения, скрытность. Бывает, что родители не интересуются жизнью детей, а потом выясняется, что их дети возглавляют террористические ячейки. Кроме того, я считаю, что в школах и вузах следует преподавать религиозную безопасность: рассказывать детям, как не попасть в секту и не стать членом экстремистской организации.

Татьяна Остоженко

Сетевое периодическое издание «МК на Амуре» 22.08.2014,  http://blag.mk.ru/articles/2014/08/21/sleduyushhiy-bolotnyy-maydan-ustroyat-sektanty.html

 

Теги:
Миссионерское служение


Читать все


Новости по теме

Ковчег с мощами русских святых побывал в селе Покровка
02.12.2025
В с.Покровка с миссионерской поездкой была принесена великая святыня – ковчег с мощами прп. Сергия Радонежского, прп. Александра Свирского и прп. Серафима Саровского
Иерей Дионисий Ищенко совершил миссионерскую поездку в храм поселка Ярославский
17.11.2025
Руководитель миссионерского отдела Владивостокской епархии иерей Дионисий Ищенко возглавил миссионерскую поездку в храм Вознесения Господня п. Ярославский
Сюжет о предстоящем крестном ходе с иконой "Собор покровителей воинства российского" показали на федеральных каналах
20.06.2025
19 и 20 июня сюжет корреспондента ГТРК "Владивосток" Оксаны Данилюк  вышел в эфир в программе   "Вести: Приморье" на канале "Россия-1" и "Россия-24".  Завтра, 21 июня, в 15:00 в эфире
Молодёжный отдел епархии организовал миссионерскую поездку в с. Мельники
15.06.2025
По благословению митрополита Владивостокского и Приморского Павла молодежный отдел Владивостокской епархии и фонд «Русь» подготовили и реализовали новый проект – катехизаторско-миссионерскую поездку в приморскую глубинку
Традиционная "Благотворительная ярмарка на Троицу" прошла в Успенском храме Владивостока
09.06.2025
В день Святой Троицы на территории Успенского храма прошла традиционная благотворительная ярмарка, ставшая частичкой добра и милосердия в этот светлый праздничный день, - сообщает пресс-служба храма. Организатором этого доброго дела выступила

Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Книга «Святыни Никольского кафедрального собора» - в помощь приморским миссионерам
30.12.2014
Двухсотстраничное иллюстрированное подарочное издание посвящено тем иконам и частицам мощей, которые находятся в кафедральном соборе Владивостока. Издание поможет в миссионерской деятельности.
Подарки от IV благочиния получат к Рождеству заключенные женской колонии под Уссурийском
30.12.2014
Уссурийск . В преддверие светлого праздника Рождества Христова сестры милосердия IV благочиния Владивостокской епархии собрали посылки для осужденных, отбывающих наказание в женской исправительной колонии №10, расположенной в приморском селе

Популярное

Делегация Приморского края приняла участие в пленарном заседании XXVII Всемирного Русского Народного Собора
20.11.2025
Митрополит Владивостокский и Приморский Павел, епископ Уссурийский Иннокентий, епископ Находскинский и Преображенский Николай, епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий, приняли участие в пленарном заседании XXVII Всемирного Русского Народного Собора
Ориентация на семью. На II региональном Форуме ВРНС состоялся круглый стол по корпоративной семейной политике
06.11.2025
Во Владивостоке начал свою работу II Форум регионального отделения Всемирного русского народного собора (ВРНС) «Народосбережение как основной вектор развития Приморского края»

Наверх