“Правило веры”

В преддверии Рождества

30.12.2016

Беседа с с одним из самых авторитетных иерархов Элладской Православной Церкви митрополитом Лавреотикийским и Месогейским Николаем (Хаджиниколау). Что такое Рождество? Как в повседневной жизни найти другое измерение? Может ли астрофизика стать ступенью к монашеству? И почему сомневаться в Боге полезно? Об этом и многом другом мы узнали из интервью с владыкой со страниц интернетпортала Православие.ру.
 
Без Бога смерть бессмысленна
— Существуют ситуации, когда люди теряют детей или когда дети страдают неизлечимыми болезнями? Вы писали о человеке, который поднимает глаза к небу и восклицает: «Почему это мне, Господи?!» Это упрек.
— Это упрек, а мог бы быть вопрос. Ни то, ни другое не плохо. Это очень понятно по-человечески. Как со мной это могло случиться?! В эпилоге книги, на которую вы ссылаетесь, я рассказываю о встрече с бывшей при смерти девочкой. Я сказал ей: «Можно, я спрошу тебя? (во мне тогда зародилось сомнение в Боге…) Ты когда-нибудь задавала себе вопрос: «Почему это случилось со мной, Господи?» Нет, — говорит. — Батюшка, я спрашивала себя всякий раз: «Почему это случилось не со мной, Господи?!» И ожидаю не смерти, но просвещения».
Вот та дверь, через которую происходило общение Бога с этой девочкой. Такого Бога, в Котором мы сомневаемся сейчас, со смертью и прочим, — нет. Разве может быть Бог, Который допустит смерть (в том смысле, как мы ее понимаем)?! Для меня значение смерти без признания бытия Бога необъяснимо!
Представьте себе нашу жизнь. В прошлом я астрофизик и потому знаю: мы живем в мире колоссальных расстояний. Свет, который имеет очень высокую скорость, приблизительно за секунду достигает от Луны до Земли, около 8 минут ему нужно, чтобы преодолеть расстояние от Солнца до Земли. От более удаленной планеты ему требуется 3,5 часа. От «первого Солнца», которое находится за пределами нашего Солнца, — 3,5 года. Наша галактика такая большая, что имеет 200 миллиардов звезд. Диаметр галактики — около 100 тысяч световых лет, то есть свету потребуется 100 тысяч лет, чтобы пройти через нее. Это непостижимые величины!
— Но в чем же тут утешение для нас?
— Я продолжу. Вы живете 70, 80, 100, пускай 200 лет, но не больше! Я тоже. Мне сейчас 53 года, и я уже заканчиваю мой жизненный путь. Мой путь меньше, чем точка. Есть смерть, которую мы не можем определить: ни когда она придет, ни как. Знаем только одно — она непременно придет. Ну разве возможно, чтобы ваша жизнь была этим «ничем»? Один знаменитый физик говорил, что мы пришли к теории всего, согласно которой мы есть результат перераспределения частиц из ничего. Это же трагедия! Мне кажется, с помощью таких теорий мы понимаем ничтожно мало из того, что могли бы понять об этом мире; они уводят от предположения, что существует нечто великое, от нас сокрытое и превосходящее наше разумение, но во что мы сами можем встроиться. А такой взгляд мог бы включить в нас иную логику, установить нашу связь с Богом!
— Как нам пережить боль расставания с этой землей, даже если мы верим в жизнь после смерти? Как пережить боль потери родного человека? Боль от потери близкого — свидетельство нашей любви к нему. 
— Я думаю, мы должны дать себе свободу пережить эту боль. Боль — свидетельство нашей любви. Когда я жил в Америке, я часто сменял квартиры. Во время каждого переезда я чувствовал, как приходится вырывать душу с корнями из привычной обстановки. Я любил свои стены, свою мебель, свои комнаты и то, как в них были расставлены мои вещи — я был привязан к ним. Насколько сильнее мы привязаны к человеку! И если это ваш ребенок, которого вы вырастили… Вы мечтали о его будущем, планировали его жизнь, обнимали его и прижимали к себе — а теперь он на ваших глазах от вас уходит! Разве возможно не переживать это как боль?!
— Еще хуже, если он у тебя на глазах страдает. Вы скажете: испытание…
— Не я скажу вам: испытание. Это и есть самое настоящее испытание, и огромное, порой непереносимое. Я не желаю пережить страдание близкого ни себе, ни кому другому. Но это реальность, которая существует в нашей жизни. И через эту боль мы видим, по крайней мере я вижу, большую любовь к человеку, который страдает, и я состражду ему. И это — свидетельство любви. Вы понимаете меня? Вопрос в том, как привить своей боли небольшую надежду.
— Что помогает нам увидеть эту перспективу?
— Вера. И важно не что помогает, а что мешает нам не замечать ее! Наше время очень рационально. Наши друзья — уравнения, доказательства, но это не единственный способ познания. Существует другое знание — смириться перед тем великим и неизвестным, что тебя окружает. Я приведу пример. С помощью физики сегодня мы можем увидеть  и объяснить лишь очень небольшую часть всего. Например, Вселенная только на 4 % состоит из видимого благодаря телескопам, радиотелескопам, гамма-лучам вещества. 23 % составляет темная материя, 73 % — темная энергия. И именно здесь сокрыта тайна: не в 4 процентах, которые мы видим, но в 96, которые не различаем.
Скоро грядет Рождество Христово, и мы празднуем его не для того, чтобы чем-то разнообразить свою жизнь. О чем говорит нам Рождество? Бог как Личность стал Человеком! Если ты это осознаешь, тебя это потрясет!
 
Сказка или реальность?
— И мы празднуем это событие всего лишь раз в году?
Мы празднуем Рождество не раз в году — но каждый миг нашей жизни: Бог как Личность стал Человеком!
— Нет, мы празднуем его каждый миг нашей жизни. И точно так же каждый миг нашей жизни мы переживаем Рождество, Воскресение, Распятие, Богоявление… Я говорю об идеале. Смиренный христианин переживает эти события непрестанно.
В Рождество Бог становится Человеком, чтобы человеку открылись божественные измерения. Если бы это было рациональное умствование, его бы уже ниспровергли. А у нас есть свидетельства жизненного опыта. Я ставлю их рядом с мировыми открытиями в науке. Это величайшие мгновения, которые дано пережить человеку.
— Но ведь не всем и не всегда?
— Всем. Я этим живу. Это меня окружает. Оно придет и к вам!
— Ваше высокопреосвященство! Вы два года провели на Святой Горе, которую называете «университетом сердца». Там, вероятно, проще быть близко к Богу благодаря уединению и удалению от мира?
— Уединение очень помогает! И люди, стремящиеся к богообщению, выбирают этот путь. Когда я хотел стать ученым, то выбрал университет с лучшими для достижения моих целей условиями. Так и эти люди, имеющие призвание к монашеству, посчитали Афон наиболее подходящим местом. Но недавно вы произнесли мудрые по-житейски слова о том, что и в повседневных испытаниях и неудачах человек может обратиться к Богу и в них обрести Его. И это тоже прекрасная встреча!
— А сколько раз в жизни человек может пережить великий миг встречи с Богом?
— Как-то в момент своих сомнений я сказал одному вдохновившему меня профессору медицины: «Бога нет». Он спросил: «Почему?» — «Потому что нет христиан, людей Божиих». — «Открой глаза и посмотри вокруг! Все люди, каждый человек, имеющий не только недостатки, но и добродетели, составляют образ Божий и дают тебе возможность встречи с Ним. Я нахожу Бога в моих ближних».
— Вы произнесли эти слова о том, что Бога нет, в момент сомнений?
— Да, у меня было шесть лет полезных сомнений. И до сих пор иногда я могу усомниться в Боге. Мне это нравится, потому что знаю: в результате сомнения подойду ближе к истине. Поясню. Я прихожу в больницу и вижу девушку чуть старше 20 лет, вижу, как она мучается. Рядом с ней обессиленные страданием родители. И вместо того чтобы давать советы на религиозные темы с холодным сердцем или механически, я говорю: «Господи! Почему так? Что это за мир, в котором мы живем?!» Я не могу сказать ничего иного. И это скажет в подобной ситуации каждый. В такие моменты я тоже сомневаюсь и говорю: «Где Ты, Господи?».
— А после вы Его находите?
— Его находят все люди на Рождество. И это есть встреча с истинным Богом. Правда, вот иудеи ждали, что Бог придет, что снизойдет с небес со славой и честью, с ангелами! Но ничего подобного не произошло. Лишь Дитя в Вифлееме. И о Нем они не могли сказать, что явился в мир Бог.
— А нам откуда известно, что это не сказка, не красивая история с елкой, яслями и разноцветными лампочками? Все выглядит очень театрально…
— То, о чем вы говорите, это неверное переживание Рождества. Ведь вскоре после рождения Богомладенца начались гонения, и 11 миллионов человек отдали свою жизнь за Него. И это уже никак нельзя назвать «сказкой». Они отдали всю свою жизнь без остатка за Него, за Его Воскресение. И я оставил ради Бога свою светскую жизнь. Неужели вы думаете, что я это сделал ради «сказки»? Наше время этого не понимает, для него Рождество — это ярмарки, вертепы и пряники, пришедшие к нам с Запада, а жаль! Рождество — это возможность встречи с Богом. И она гораздо ценнее, чем наша с вами встреча и беседа здесь.


Перейти к разделу >> Перейти к номеру >>

Наверх