Владивостокские епархиальные ведомости

О ЧЁМ ПИШУТ «ВЕДОМОСТИ» В ИЮЛЕ 1904 г.: Обзор книги ректора Московской Духовной академии, который исследует критическое положение священника и другие признаки духовного оскудения в предреволюционные годы

Дата публикации 30.07.2025   Количество просмотров 232
О ЧЁМ ПИШУТ «ВЕДОМОСТИ» В ИЮЛЕ 1904 г.: Обзор книги ректора Московской Духовной академии, который исследует критическое положение священника и другие признаки духовного оскудения в предреволюционные годы

1904 - №13 

Пастырь— учитель. (По запросамъ современнаго общества). Стр. 60, ц. 40 к. съ пересылкой. Арх. Евдокимъ.

Вновь назначенный ректоръ Московской духовной академіи Архимандритъ (нынѣ Епископъ) Евдокимъ въ концѣ минувшаго года издалъ, подъ выписаннымъ заглавіемъ, брошюру, которая заслуживаетъ вниманія своей неподкупной искренностью и откровенностью и заставляетъ задуматься о положеніи и роли православнаго священника въ настоящее время. Исходнымъ пунктомъ своего труда авторъ беретъ возлагаемыя извѣстной частью русскаго просвѣщеннаго общества надежды на возрожденіе Россіи христіанскимъ ученіемъ и проповѣдью.

«Я смотрю на это приглашеніе, пишетъ онъ, какъ на величайшее знаменіе времени. Это—дорогая и рѣдкая минута въ жизни нашихъ пастырей, минута провиденціальная,—сильное Божіе предостереженіе предъ грознымъ грядущимъ» (стр. 8)...

Но можетъ ли въ настоящее время священникъ стоять на высотѣ этой великой задачиѣ На этотъ вопросъ авторъ отвѣчаетъ разсмотрѣніемъ ненормальнаго положенія духовенства въ приходѣ и обществѣ. «Пастыря нынѣ съ арены общественной дѣятельности загнали въ церковь, да и въ церкви то теперь онъ можетъ быть полновластнымъ только въ алтарѣ, при совершеніи требъ. Его храмъ во многихъ случаяхъ стоитъ среди города какъ-то одиноко. Кругомъ кипитъ жизнь, полная удивительнаго разнообразія, но она идетъ мимо храма. Пастырь сталъ только зрителемъ общественной жизни. Онъ не участвуетъ болѣе ни на какихъ соборахъ; нѣтъ ему мѣста въ различныхъ гражданскихъ учрежденіяхъ. Нѣтъ мѣста даже на сельскихъ сходахъ. Его уже не приглашаютъ дальше прихожей» (стр. 10). «Пастырь-законоучитель въ сложномъ составѣ учительского сословія чувствуетъ себя одиноікимъ, безъ всякой поддержки со стороны своихъ товарищей — сослуживцевъ. И даже больше того, сослуживцы сознательно мѣшаютъ ему вести свое дѣло» "(стр. 17).
У современныхъ пастырей порываются внутреннія связи даже съ народомъ, съ которымъ до настоящаго времени они жили вмѣстѣ, дѣля и радость, и горе пополамъ. И въ избѣ крестьянина иной пастырь теперь уже чувствуетъ себя неловко. Пасомые встрѣчаютъ его съ недоумѣніемъ, не зная, зачѣмъ онъ къ нимъ пришелъ» (стр. 13). Духовенство отвыкло отъ самостоятельной мысли, открытаго чувства, живой, кипучей жизни, забыло простоту и откровенность. Оно стало рабомъ нескончаемыхъ канцелярій, указовъ, стѣсненій. Отсюда всевозможныя бумажныя учрежденія: братства, съѣзды, реформы, ревизіи, засвидѣтельствованія, что все обстоитъ благополучно" (стр. 21-22).
Но отсюда-же и мертвенность проповѣди, стѣсненной цензурой и предписаніями учить такъ, а не иначе. „Въ проповѣди слушатель чувствуетъ, что проповѣднику нѣтъ дѣла до еванъгельской истины. Печать безучастія, холодной скуки, равнодушія къ святымъ словамъ не только лишаетъ окраски и силы проповѣдническое слово, но ложится и на самую истину: самыя истины Евангелія перестаютъ казаться живыми, яркими, зовущими; онѣ обращаются въ блѣдныя фразы, назначенныя не для жизни, а для бѣсѣды „по должности, для благочиннаго" (стр. 82).
По той же причинѣ проповѣдь совершенно оторвана отъ жизни. «Жизнь съ ея кричащими запросами о стается безъ всякаго отвѣта. Стонутъ люди, взываютъ къ небу, мечутся по лицу земли, топятся, стрѣляются, вѣшаются, бросаются подъ поѣзда. А тамъ, въ храмахъ, изъ года въ годъ разсказываютъ всё о Смоленской, Казанской, Троеручицѣ ". (стр. 38).

Насколько высказанныя сужденія соотвѣтствуютъ дѣйствительности, предоставляемъ судить, на основаніи непосредственнаго опыта, самимъ читателямъ. Съ своей же стороны привѣтствуемъ книжку о. Евдокима, какъ смѣлое, горячее слово, особенно цѣнное въ наше время избытка осторожности и недостатка искренности.

Самарские Епархиальные Вѣдомости, № 2.

Читать полный выпуск

Фотогалерея



Читать все


Мы в соцсетях

Популярное

От Покровского до Преображенского: многолюдный крестный ход в честь Дня народного единства прошёл во Владивостоке 
04.11.2025
В День народного единства и день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, верующие приморской столицы прошли крестным ходом по Океанскому проспекту – от храма Покрова Пресвятой Богородицы до Спасо-Преображенского кафедрального собора
Правящий архиерей совершил всенощное бдение в Казанском храме
03.11.2025
Митрополит Владивостокский и Приморский Павел возглавил всенощное бдение престольного праздника в храме Казанской иконы Божией Матери г. Владивостока

Наверх