Публикации

Игумен Климент: "Критерий духовного благоустроения монастыря – место Евхаристии в его жизни"

Дата публикации 19.01.2016   Количество просмотров 16798
Игумен Климент:

В конце 2015 года во Владивостоке прошла научная богословская межъепархиальная конференция «Евхаристия и приходская жизнь: традиции и современность». Представители ведущих богословских вузов страны обсудили один из важнейших вопросов христианской веры – Евхаристию (Причащение Святых Христовых Таинств). В её работе приняли участие более трехсот человек – архиереи Дальнего Востока, священники приходов Приморской митрополии, прихожане, педагоги и студенты Дальневосточного федерального университета, Владивостокского Духовного училища, жители Владивостока, интересующиеся вопросами духовной жизни.

Все доклады конференции доступны в мультимедийном сборнике, который можно приобрести в Духовно-просветительском центре «Слово Истины».

Доклад игумена Климента (Кривоносова), наместника Свято-Серафимовского мужского монастыря на о. Русский.

Монастырь как евхаристическая община. Особенности служения литургии в монастыре

В «Проекте Положения о монастырях и монашествующих», представленном для обсуждения в епархии Русской Православной Церкви и на официальном сайте Межсоборного присутствия, общежительный монастырь определяется как «добровольно собравшаяся евхаристическая община монашествующих» [6, с. 10]. Это наименование, отсутствовавшее в первоначальной редакции Положения и внесённое в него после обсуждения и получения отзывов, недвусмысленно утверждает центром жизни монашеской общины совместное участие её членов в Божественной литургии. Все остальные области иноческой жизни и функционирования монастыря как организации, таким образом, являются вспомогательными, второстепенными, обеспечивающими литургическую жизнь монастыря и совершение Таинства Евхаристии, как главного священнодействия, в котором должны участвовать все члены общины.

Для нашей обители это не просто теоретическое рассуждение, не только идеал, к которому следует стремиться, и не предписываемый Типиконом образец, а реальный, приобретённый ошибками, опыт. В том, что это были именно ошибки мы хорошо убедились, в течение ряда лет вынуждаясь менять устав обители, пытаясь найти равновесие между богослужением и попечениями о привременном, между духовным и телесным, между внутренним и внешним, между упразднением от всякого попечения, к которому призывают монахов святые отцы и практической многозаботливостью, требуемой временем.

Свято-Серафимовский мужской монастырь основан в 2001 году на острове Русский при полковом храме 1914 года постройки, требовавшем восстановления и капитального ремонта. Никакого преемства монашеских традиций монастырь не имел. Братия составилась из жителей Приморья и приезжих из других регионов. Как это понятно сейчас, никто определённо не знал, в чём состоит жизнь общежительного монастыря. Каждый насельник имел об этом своё представление, сформированное прочитанными книгами. Кроме этого, не будет ошибкой сказать, что все отцы и братья были неофитами, крестившимися или пришедшими к вере в 90-е годы. При таких условиях, с Божией помощью, в обители стали совершаться вскоре регулярные богослужения. Параллельно с литургической жизнью велись постоянные хозяйственные и строительные работы, так что через несколько лет слова «стройка продолжается» стали универсальным паролем для всех насельников. Это служило и приветствием, и напутствием, и вопросом, и ответом. Наверное, самой сложной задачей для братии в этот период стало найти равновесие между богослужебной жизнью и хозяйственными делам. Опыта в этой области никто не имел, благорассмотрительного рассуждения никто ещё не стяжал, ошибок совершалось много и только сейчас становится понятно, через какие искушения пришлось пройти первым насельникам монастыря, покрываемым Божественной благодатью и молитвами святых. Происходило некое постоянное перетягивание каната. Если приоритет отдавался хозяйственным делам, то богослужение воспринималось как досадная повинность, которую лучше по-быстрому исполнить и бежать заниматься основным, более важным и нужным для монастыря делом. Совесть подсказывала, что здесь что-то не так, святые отцы обличали, а вскоре являлись и худые плоды такого рвения – монашеская жизнь теряла свою духовную насыщенность и превращалась в жизнь рабочего на предприятии. Если же главное место отводилось богослужению, то через некоторый срок следствия бесхозяйственности явно давали знать о себе, и в монастыре наступала разруха. Единственным временем в году, когда монастырь становился тем, чем он должен быть, и жизнь в обители соответствовала тому, что мы читали в монашеской литературе, была первая седмица Великого поста. В это время прекращались все работы, планёрки и выезды. В положенное время совершались все службы суточного круга, на которых присутствовали все насельники монастыря во главе с игуменом. В воскресенье, в Неделю Торжества Православия все братья причащались Святых Христовых Таин. После первой седмицы остальное время Святой Четыредесятницы жизнь обители проходила в обычном режиме «стройка продолжается», а седмица Страстная была уже полна забот о приготовлении к грядущему празднику. Потребовалось более десяти лет, чтобы таким образом на своём опыте понять, что это не просто субъективное ощущение, а действие в нас объективных духовных законов, давно открытых святыми отцами, творцами церковных и монашеских уставов. Что эти законы и побуждали их к составлению правил регламентирующих как богослужение, так и все прочие области жизни монашеской общины.     

Итак, храмовое богослужение является главной пружиной, от которой зависит течение всех занятий и дел в монастыре. Архитектурно соборный монастырский храм, как правило, является центром обители, всё строится вокруг него. Духовно и мистически он является её сердцем. В храме совершается полный суточный круг богослужений, на которых присутствует вся братия. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (Мф. 18, 20). В совместном участии всех насельников монастыря в богослужении является их единство во Христе, осуществляется духовное преемство монашеского братства с апостольской общиной и молитвенными собраниями первых христиан. Божественная литургия является вершиной богослужебного дня. И, конечно, нигде экклезиологическое единение не переживается так, как в важнейшем христианском священнодействии, в главном Таинстве Церкви – Святой Евхаристии. «Евхаристия древнее Священного Писания Нового Завета, всех догматических и канонических церковных установлений. Церковь выросла из Евхаристии и зиждется на Евхаристии» [3, c. 10]. Монашеская община, воспроизводя тот образ жизни, который существовал в общинах святых апостолов и древних христиан, должна быть общиной евхаристической, объединённой вокруг общего дела – литургии. «На литургии через общую и единодушную молитву, через причащение Святых Христовых Таин монахи соединяются со Христом, а во Христе друг с другом, соделываются членами Тела Христова, связанными нерасторжимыми узами» [6, c. 27]. «Божественная литургия становится «единым на потребу» для истинного братства. В литургии монах получает то, чего он жаждет; в ней становится способным войти в подлинное «братство», что есть нечто большее, нежели просто какая-то группа единомышленников» [5, c. 3]. Важность литургии нисколько не умаляет значение для инока келейной молитвы и сокровенного внутреннего делания, которое называют иногда келейной литургией. Но критерием, по которому можно судить о духовном благоустроении монастыря, является то значение и место, которое отводится Таинству Евхаристии в жизни каждого члена монашеской общины в отдельности и всего братства или сестричества в целом. Древний философ сказал: «Природа не терпит пустоты», а по русской пословице – «свято место пусто не бывает». Если монастырь не является евхаристической общиной, то он становится чем-то иным: строительной организацией, производственными мастерскими, фермерским хозяйством, паломническим или реабилитационным центром, музейным комплексом, миссионерской организацией, санаторием, базой отдыха, местом временного служения перед дальнейшим церковно-иерархическим продвижением и т. д. Через большую часть этих отклонений нам в разное время пришлось, так или иначе, пройти. Если насельники обители не посвящают 5-6 часов в сутки храмовому богослужению, то это время занимают иные попечения, далёкие от искания Царства Божия. В результате мы теряем и небесное, и земное. «Кто, занимаясь каким-либо делом, продолжает его и тогда, когда настал час молитвы, тот бывает поруган бесами, – пишет преподобный Иоанн Лествичник, – ибо то и намерение у сих татей, чтобы одним временем похищать у нас другое» [4, с. 285].

Задача поставить служение литургии на первое по важности место в монастыре потребовала пересмотра внутреннего устав обители и перераспределения суточного времени. Основную богослужебную нагрузку мы перенесли с вечера на начало дня. Полунощницу, утреню, часы и литургию стали служить утром, как и предписывается Уставом. Вечерню и повечерие служили вечером. Время, остававшееся для трудовых послушаний, при этом сократилось. Были сомнения, что мы не сможем справляться с необходимыми житейскими попечениями, и при таком режиме пострадает монастырское хозяйство (в нашем монастыре это животноводческая ферма, пасека и строительство). Однако для нас самих было удивительным, что обитель при этом не потерпела ущерба, а напротив стала обустраиваться, как в духовном, так и в материальном отношении, во исполнение обетования Спасителя: «Обаче ищите Царствия Божия, и сия вся приложатся вам» (Лк.12:31).

В первые годы после основания монастыря литургия по будням служилась только «для служащих и прихожан», то есть в ней участвовали иеромонах, пономарь, чтец, певец и немногочисленные прихожане. Остальные братья после утреннего правила отправлялись на послушания. Очень часто храм был совершенно пуст и возгласы «мир всем», «главы ваша Господеви приклоните» и другие обращались в пустоту, или, как повествуется в житии святителя Спиридона Тримифунтского, к сослужащим ангелам. Следствием этого не редко бывало чувство неудовлетворённости, уныние и охлаждение к службе у братьев, участвовавших в богослужении. На вечерне, которая соединялась с утреней, присутствовали одни черноризцы. Трудники приходили лишь к окончанию службы после завершения послушаний, из-за чего воспринимали себя «людьми второго сорта» в монастыре и, к сожалению, зачастую таковыми и становились, не развиваясь интеллектуально и духовно.

При новом богослужебном расписании стало возможным присутствие всех насельников обители на всех службах и, самое главное, на будничной литургии. Службы суточного круга при этом совершаются в правильной последовательности, без пропусков, сокращений и переносов, в соответствии с указаниями Типикона. Например, первой службой после ночи бывает полунощница, а не молебен, как во многих наших монастырях. Утреня служится утром и начинается с двупсалмия, после вечерни служится повечерие с положенным по Октоиху каноном и т. д. По силам и потребностям нашего братства, мы совершаем Божественную литургию четыре раза в неделю: во вторник, четверг, субботу и воскресенье. По понедельникам, средам и пятницам к утрени присоединяются первый, третий, шестой часы и изобразительны с чтением Апостола и Евангелия дня. Начиная полунощницу в четыре часа утра, мы заканчиваем изобразительны или литургию, примерно, в половине восьмого. По окончании службы, братья идут в кельи и имеют возможность отдохнуть два-три часа, не расточая плоды, полученные на богослужении, немедленным погружением в суету трудовых послушаний. Для желающих бывает завтрак. Замечено, что обычный будний день после причастия Святых Христовых Таин на ночной, как мы её называем, литургии проходит совершенно по-иному. Как говорится об этом в первой благодарственной молитве по святом причащении: «да во святыни Твоей Теми сохраняемь, Твою благодать поминаю всегда, и не ктому себе живу, но Тебе нашему Владыце и Благодетелю» [7, c. 181]. Уходя после святого причащения из храма, монах несёт в свою келью «сердце, исполненное радостью и веселием» [7, c. 175], сохраняя эти духовные плоды в течение целого дня. По такому расписанию мы служим с понедельника по пятницу. Субботнее, воскресное и праздничное богослужение мы совершаем по привычному для прихожан и паломников приходскому уставу. Служить праздничные всенощные бдения в точности по указаниям Типикона пока не соответствует нашим силам.

Свидетельством того, что первое место в монастыре отдаётся богослужению, является ежедневное участие игумена в полном круге суточных служб. Наш Типикон прямо указывает, чтобы игумен, в числе прочих братий, за каждой службой пел и читал определённые молитвословия. Такое значение настоятеля следует из понимания монашеской общины как евангельского идеала жизни по примеру Христа и учеников. Оно является условием духовного единства братии, душевного здоровья монастыря как семьи и коллектива, поддерживает любовь к богослужению, являет образец благочестия и верности следования монашеским уставам. В книге «Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX веков» повествуется о том, как однажды некий инок увидел в храме на игуменском месте осла, потому что настоятель без уважительной причины отсутствовал в тот день на службе [8].

Мы стараемся, чтобы все насельники монастыря также принимали какое-либо участие в богослужении. По талантам и способностям каждого, это может быть колокольный звон, пономарство, возжигание свечей и лампад, пение, чтение богослужебных текстов или синодиков с именами. Главное, чтобы никто не оставался в стороне, вносил свою лепту и не был равнодушным, чтобы литургия и прочие службы переживались братьями как общее дело. Для того чтобы привлечь к чтению и пению больше братии, мы переместили певчих с клироса в храм. Это позволило дисциплинировать певчих-клирошан, поставив их в среду молящихся, и сделало пение и чтение доступным для братьев с незначительными голосовыми и музыкальными способностями. Постепенно к клиросному аналою подтянулись все, кто имел желание. Партесное пение свелось к одно- или двухголосному, и получилось нечто близкое к знаменному распеву, по звучанию и духу гораздо более соответствующее монастырскому богослужению. В будущем мы предполагаем двигаться в этом направлении, осваивать знаменные и другие древние распевы.

Условием причащения для насельников монастыря является исполнение назначенного игуменом по силам каждого брата келейного правила, состоящего, в основном, в чтении молитвы Иисусовой, и чтении «Последования ко святому причащению». Все братья должны исповедоваться регулярно, при этом может не требоваться непременная исповедь  перед каждым причащением. На братьев, причащающихся раз в неделю и чаще, мы не налагаем посты сверх тех, что предусмотрены Уставом. По нашему расписанию литургия служится во вторник, четверг и субботу, как раз после постных дней. Готовящиеся ко причастию в воскресенье воздерживаются на ужине в субботу вечером от молочного и, если бывает, яиц (мясо в монастыре не вкушается в течение всего года). Во многих монастырях Святой горы Афон распространена практика, согласно которой монашествующие причащаются в субботу и не причащаются в воскресные дни. Объясняют это тем, что перед причастием необходим пост, а поститься в субботу запрещает 64-ое Апостольское правило. Однако в таком случае, сохраняя каноническое правило о субботнем посте, отменяется другая древняя традиция – причащение христиан в первый день недели, следующий за субботой, «день Солнца», «день Господень», когда воскрес Христос. С апостольских времён христиане, следуя повелению своего Учителя, собирались в этот день в церковь, чтобы вспомнить Воскресение Господа и «преломить хлеб» (Деян. 20,7), то есть для вкушения Евхаристии. Насельникам нашего монастыря рекомендуется причащаться каждое воскресенье и, кроме этого, «аще в силах», на седмице. Для каждого брата устанавливается со временем свой индивидуальный ритм исповеди и причастия.

В отношении знаков служб – бдение, полиелей или славословие – мы не всегда следуем «Богослужебным указаниям», которые рассчитаны более на приходские храмы. Частое служение полиелеев по будням делает их чем-то обыденным, удлиняет и отягчает утреннюю службу. Тогда как монастырским службам издревле была присуща простота, молитвенность и отсутствие праздничного элемента. Мы понижаем знаки служб, уменьшаем количество полиелеев, бдений и славословий в течение одной недели, ибо «вне зависимости от знака, любое богослужение в честь святого – это его почитание» [2, с. 4]. При этом на службах чаще звучат покаянные по содержанию стихиры и каноны Октоиха и Триоди, что также более соответствует монашескому богослужению. Из тех же соображений, на ночных литургиях пение Символа веры и молитвы «Отче наш» заменяется чтением, тогда как в субботу, воскресенье и праздники эти тексты поются всем храмом.

Полунощница, утреня и литургия служатся по будням без электрического света, что способствует молитвенному настроению, сосредотачивает, создаёт совершенно особую атмосферу. Братья приходят в темноте на полунощницу, во время которой храм едва освящен несколькими лампадами. После шестопсалмия, которое читает игумен, возжигаются другие лампады. Если служится полиелей, то на центральные подсвечники ставят больше горящих свечей. К концу утрени в окна начинает пробиваться первый дневной свет, так что возглас славословия «Слава Тебе, показавшему на свет», обретает кроме духовного ещё и буквальный смысл. В конце литургии, когда Царские врата открыты и выносят Святые Дары, алтарь и храм озаряются первыми лучами восходящего с востока солнца. «Исполнивый все отеческое смотрение», Христос «посреде нас» [7, c. 139].

Совершение богослужений – важнейшая форма служения монашествующих миру. Паломники получают пользу в первую очередь через участие в монастырских службах. Предание Церкви определяет монашество как ангельский чин, основные служения которого суть непрестанное славословие Творца и исполнение воли Божией, то есть богослужение и послушание. Преподобный Иоанн Лествичник в Слове о послушании говорит: «Общежитие есть земное небо» [4, c. 71]. Но монастырь может стать для кого-то и адом и тюрьмой. Это зависит от самих монашествующих, составляющих обитель.

Иноческие уставы помогают нам выстроить «жизнь братства так, чтобы в центре жизни всей обители и каждого насельника был Бог и радость служения Ему» [1, с. 4]. Таинство Евхаристии, являя мистическую природу Церкви, созидает монашескую общину.

Библиографический список

  1. Алексий (Поликарпов), архим. Литургическая жизнь как сердцевина жизни монастыря. Доклад на Собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014.
  2. Вениамин (Тупеко) еп. Особенности монастырского богослужения. Доклад на XXIII Международных Рождественских образовательных чтениях «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». Направление: «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви». – М.: Сретенский монастырь, 2015.
  3. Иларион (Алфеев), митр. Главное Таинство Церкви. – М.: Эксмо: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. – 256 с.
  4. Иоанн Синайский, преп. Лествица. – Санкт-Петербург: Сатис. Держава, 2006. – 431 с.
  5. Ириней, архим. «Единое на потребу» Значение Божественной литургии в жизни монашеского братства. Доклад на XXIII Международных Рождественских образовательных чтениях «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». Направление: «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви». – М.: Сретенский монастырь, 2015.
  6. Проект «Положения о монастырях и монашествующих» http://www.patriarchia.ru/db/text/2255384.html
  7. Служебник. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008. – 592 с.
  8. Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX веков. В 2 т. Репринтное издание. – М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994.

Фотогалерея

Теги:
Свято-Серафимовский мужской монастырь


Читать все


Новости по теме

В Свято-Серафимовском мужском монастыре состоялся крестный ход на Гору Русских
23.06.2025
В неделю Всех святых в земле Русской просиявших, в Свято-Серафимовском мужском монастыре состоялся крестный ход на вершину острова Русский (т.н. Гору Русских, высота 291 метр над уровнем моря)
«Серафимов ручеек» навестил обитель батюшки Серафима
04.06.2025
Состоялась паломническая поездка учащихся Епархиальной воскресной школы «Серафимов ручеек» в Свято-Серафимовский монастырь на остров Русский
Подростки из Дальнереченска в сопровождении о. Владимира Ковальчука совершили знаменательную поездку во Владивосток
25.04.2025
Иерей Владимир Ковальчук организовал поездку во Владивосток воспитанников КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Дальнереченска
Литургию Светлого четверга в Свято-Серафимовском монастыре г. Владивостока совершил митрополит Павел
24.04.2025
В четверг Светлой седмицы, митрополит Владивостокский и Приморский Павел возглавил литургию свт. Иоанна Златоуста в Свято-Серафимовском мужском монастыре на о. Русском
Митрополит Павел совершил литургию Преждеосвященных Даров в монастыре на о. Русский
14.04.2025
В Великий Понедельник, митрополит Владивостокский и Приморский Павел совершил литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Серафимовском мужском монастыре на о. Русский

Мы в соцсетях

Другие новости раздела

Обращение митрополита Павла к участникам Казачьего Круга
22.02.2025
Дорогие братья и сестры, уважаемые казаки и казачки! Сердечно приветствую всех участников Казачьего Круга и выражаю благодарность за возможность подписать соглашение, которое укрепит сотрудничество Церкви и казачества.

Популярное

Глава митрополии и духовенство Владивостокской епархии поздравили сотрудников Военной прокуратуры ТОФ с 92-ой годовщиной
30.05.2025
Во Владивостоке прошел торжественный митинг, посвященный 92-ой годовщине со дня образования Военной прокуратуры Тихоокеанского флота
В Неделю святых отцов I Вселенского Собора митрополит Павел возглавил соборную литургию в главном соборе Приморья
01.06.2025
1 июня, в Неделю 7-ую по Пасхе, Православная Церковь молитвенно вспоминает 1700-летие Первого Вселенского Собора. В Спасо-Преображенском кафедральном соборе состоялась торжественное соборное богослужение

Наверх