Духовный центр Приморской митрополии
Итоги грантового проекта «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в молодёжной и подростковой среде» впечатлили всех участников


(1)(1).jpg)
30 июня 2025 года в епархиальном управлении Владивостокской епархии состоялся круглый стол по итогам грантового проекта «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в молодёжной и подростковой среде Приморского края» (далее — Проект). Работу круглого стола возглавил протоиерей Ростислав Мороз, председатель отдела религиозного образования и катехизации Владивостокской епархии.
В работе собрания приняли участие: Нефедьева М. И., руководитель Проекта, специалист ОРОиК Владивостокской епархии; настоятель храма святителя Николая Чудотворца (бухта Диомид) протоиерей Даниил Нефедьев; настоятель храма Богоявления г. Артёма иерей Дионисий Ищенко; настоятель Свято-Никольского собора г. Владивостока, благочинный Никольского благочиния иерей Михаил Тутаев; главный специалист отдела изучения гражданского общества КГАУ "Приморский научно-исследовательский центр социологии и гражданских инициатив" Бондарчук Татьяна Анатольевна; старший преподаватель кафедры педагогики и психологии воспитания ПКИРО Титарова О. В.; кандидат философских наук, заведующий кафедрой философии Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН Андрей Владимирович Поповкин; директор МБОУ ВСОШ № 1 Уссурийского городского округа, с. Воздвиженка, Гаджиева Ирина Владимировна; педагог МБОУ СОШ № 2 г. Владивостока Брыжеватая Наталья Алексеевна; педагог МБОУ СОШ № 2 п. Раздольное Надеждинского муниципального округа Драгина Валентина Александровна; руководитель курсов «Основы православной веры», методист епархиального отдела образования Латышева И. С., учёный секретарь Центра подготовки церковных специалистов Солоненко Л. В. и другие участники проекта. Онлайн присутствовали преподаватели Артемовского, Уссурийского, Лесозаводского ГО.
Руководитель проекта Нефедьева Марина Ивановна подвела итоги грантового проекта и рассказала о цели и задачах проекта, его направлениях и этапах реализации, пилотных территориях, целевой аудитории и достижении количественных и качественных результатов. Она напомнила, что некоммерческий проект «Современная школа духовно-нравственного воспитания молодёжи и подростков» реализуется за счёт средств субсидии из краевого бюджета, предоставленной по итогам конкурсного отбора социально ориентированных НКО в Приморском крае в 2024 году, при финансовой поддержке Фонда президентских грантов. Доклад Марина Ивановна сопровождала слайдами.
Проект был реализован в пяти пилотных территориях Приморья: город Владивосток, Артёмовский городской округ (г. Артём, п. Заводской), Надеждинский муниципальный район (п. Раздольное, п. Новый, п. Тавричанка, с. Тереховка), Уссурийский городской округ (г. Уссурийск, с. Красный Яр, с. Новоникольское, с. Воздвиженка), г. Лесозаводск.
В проекте приняли участие 3000 школьников 7—11 классов (130 классов) из 29 образовательных учреждений. Проведено 520 уроков. Первоначально планировалось заниматься только с 8-ми и 10-ми классами, но по просьбам учителей расширили контингент и добавили седьмые, девятые и одиннадцатые классы. Подготовленный нами материал охватывает и эту возрастную категорию. Следует отметить, что представленный материал педагоги могут использовать в работе вне рамок проекта.
Работа проходила в несколько этапов. В каждом выбранном классе работа начиналась с анонимного анкетирования. Затем проходили три лекции-урока с педагогом и встреча со священником. После этого проводилось финальное анонимное анкетирование, и завершалась работа по проекту экскурсией по храмам и историческим местам Владивостока. Экскурсии в храмах проводили священники или сотрудники храма. В Лесозаводске игумен Никита (Зеленюк), настоятель храма Покрова Божией Матери, организовал экскурсии в местный храм. Экскурсии вызвали у подростков интерес, положительные впечатления и много вопросов к священникам, которые их проводили.
Для участия в проекте была сформирована региональная команда педагогов и священнослужителей для проведения просветительских и досуговых мероприятий с подростками. Для реализации проекта привлечено 30 педагогов и 13 священников.
В ноябре-декабре 2024 года состоялось онлайн-обучение. Компетентные московские специалисты и специалисты ДВФУ провели обучающие онлайн-семинары.
Особенностью этих курсов было то, что педагогам предоставили огромное количество материала, в том числе готовые разработки уроков. Можно было выбрать то, что вызывало интерес и подходило конкретному классу.
Затем были проведены региональные семинары для педагогов и священников. К семинару во Владивостоке была приурочена неформальная встреча с митрополитом Владивостокским и Приморским Павлом и экскурсия по музею истории Приморской митрополии.
Методические семинары прошли и по итогам работы проекта — во Владивостоке, Уссурийске и Лесозаводске.
Первичное анкетирование выявило огромный процент либо негативного, либо нейтрального отношения к институтам семьи и государства. Выявлен большой процент детей, не испытывающих необходимости в общении со сверстниками и не проявляющих желания участвовать в общественной жизни.
Финальный этап анкетирования показал, что проведённые уроки значительно увеличили знания детей и подростков о жизни семьи, общества, государства. Существенная часть детей проявила большую сознательность и даже оставляла пожелания о продолжении проекта в следующем году.
Качественные результаты по материалам анкетирования:
• процент мальчиков, желающих служить в армии, вырос с 9% до 46%;
• процент учащихся, положительно относящихся к государственной символике, вырос с 57% до 92%;
• процент учащихся, заинтересовавшихся историей страны и её традициями, вырос с 54% до 87%;
• 67% респондентов задумались о том, что могут принести пользу Родине;
• 84% респондентов сказали, что готовы прислушаться к мнению старших, — на начальном этапе этого практически не было;
• 91% респондентов мужского пола сказали, что готовы встать на защиту слабых;
• но при этом 64% опрошенных мальчиков сочли возможным проявить агрессию по отношению к неприятному им человеку, оскорбить или ответить нецензурно;
• 87% респондентов не видят ничего плохого в употреблении нецензурных слов.
Данные анкетирования ещё будут тщательно изучены и послужат для составления планов работы в новых проектах.
Протоиерей Ростислав Мороз, председатель отдела религиозного образования и катехизации Владивостокской епархии, передал участникам круглого стола благословение владыки Павла, митрополита Владивостокского и Приморского.
Отец Ростислав обратил внимание на итоги анкетирования и отметил, что после нескольких уроков изменения стали настолько заметными.
- О чём это говорит? Прежде всего о том, что у детей существует неудовлетворённый запрос, что у них нет возможности получить ответы. Темы анкеты — это не вопросы веры, благочестия или богословские вопросы, а вопросы патриотизма и элементарной нравственности. Среда имеет решающее значение. Когда человек находится в определённой среде, он впитывает всё, что видит вокруг. Поэтому так важна наша работа. И пусть это всего лишь капля в море, но капля точит камень. Наша работа позволила получить некие ориентиры, которые позволят другим педагогам подключиться к нашей работе, чтобы она смогла приобрести массовый характер, — отметил отец Ростислав.
Кандидат философских наук, заведующий кафедрой философии Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН Андрей Владимирович Поповкин рассказал о том, что на уроках разбирались с базовыми ценностями. Андрей Владимирович отметил, что для учителей и директорского корпуса подобный проект необходим. И ещё необходимо взять шефство над Школой педагогики ДВФУ, которая выпускает учителей. Надо уже сейчас растить себе союзников. Андрей Владимирович выразил готовность участвовать в такой работе.
Гаджиева Ирина Владимировна, директор МБОУ ВСОШ № 1, Уссурийский ГО, с. Воздвиженка, рассказала о том, как прошли мероприятия проекта в маленькой сельской школе: - Я думаю, что такие занятия, как мы провели по гранту, нужно вводить с первого класса и на протяжении всего обучения в школе, чтобы это было обязательным курсом в учебном плане. Такие уроки нужны обязательно. И не только для детей, но и для родителей. Запрос на работу с родителями стоит не менее остро, чем с детьми.
Марина Ивановна Нефедьева представила настоятеля храма Богоявления г. Артёма иерея Дионисия Ищенко и отметила, что руководство школ, в которых батюшка проводил уроки, обратилось с просьбой продолжить подобные встречи.
- Мы только начали обсуждать жизненно важные вопросы, которые интересны подросткам, но времени катастрофически не хватало. После уроков многие задавали вопросы, в том числе спрашивали, что можно почитать по темам, затронутым на уроке. Я рассказал о храме, в котором служу, и пригласил в храм, — поделился отец Дионисий.
Педагог МБОУ СОШ № 2 г. Владивостока, Наталья Алексеевна Брыжеватая рассказала о том, что было ценным наличие обратной связи — анкетирование и профессиональная интерпретация результатов.
- Самим сложно оценить результаты своей работы, а здесь мы их увидели, — отметила Наталья Алексеевна.
Валентина Александровна Драгина, педагог МБОУ СОШ № 2 п. Раздольное Надеждинского МО, поблагодарила организаторов за возможность принять участие в работе проекта и донести до детей то, на что в обычных уроках нет времени, и темы, которые рассматривались в уроках проекта, не предусмотрены к обсуждению.
- Уроки вызвали положительный отклик. К нам в школу впервые пришёл священник, иерей Даниил Семенов. В представлении детей священник — это пожилой человек с длинной бородой, как Дед Мороз. Ребята были поражены, что к ним на встречу пришёл довольно молодой батюшка. Задавали много вопросов, много рассказывали о своём, — сообщила Валентина Драгина.
Ольга Васильевна Титарова, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии воспитания Приморского краевого института развития образования, отметила, что всем участникам импонировала возможность работать с разнообразным материалом. Большой выбор материалов исключал строгую установку, какой урок проводить и как именно. Были заданы лишь векторы: семья, «Имя России» и духовно-нравственные ценности и их смыслы.
- Каждый педагог, исходя из особенностей класса, выбирал те приёмы и педагогические технологии, которые работали именно в этом классе. Не было ни одного похожего урока. Возможно, есть смысл создать методический сборник, куда бы вошли методические разработки уроков, проведённых по проекту, — считает Ольга Васильевна
Марина Ивановна Нефедьева подвела итоги круглого стола:
- Один из эффектов этого проекта — то, что школа и Церковь стали ближе. Пообщавшись со священником, и дети, и учителя, и директора спрашивают, когда ещё к ним придёт священник. Ученики получили возможность пообщаться на темы, которые их волнуют, но которые не обсуждают ни в семье, ни на обычных уроках в школе.
Завершая работу круглого стола, руководитель курсов «Основы православной веры», методист епархиального отдела образования И. С. Латышева познакомила собравшихся с внеклассной работой с учителями и директорами школ. Отдел образования Владивостокской епархии много лет организует поездки в Москву на Рождественские чтения. Ирина Степановна пригласила учителей в октябре обратиться в Отдел образования Владивостокской епархии, чтобы записаться в группу для поездки на Рождественские чтения в январе 2026 года.
Кроме того Ирина Степановна пригласила всех желающих на вечерние курсы «Основы православной веры». На этих курсах может получить знания любой человек, без знаний, опыта, даже невоцерковлённый.
После завершения круглого стола учёный секретарь Центра подготовки церковных специалистов Солоненко Л. В. провела экскурсию по историческому зданию Духовной консистории и Духовному центру. Она рассказала о программе обучения по подготовке специалистов приходского просвещения.
Читать все